Интерес к зимнему катанию в последние годы резко возрос. И это неудивительно, ведь только в этот период даже самые знакомые места преображаются до неузнаваемости. А ещё появляется возможность «с ветерком» промчаться там, куда в тёплые дни не попасть. К примеру, только суровой зимой вы можете получить дозу адреналина, совершив экстремальную велопрогулку по заледеневшим озёрам и рекам. Или, скажем, прокатиться по лесным тропинкам. Заманчиво, не правда ли? Но всё это может стать реальностью только в том случае, если с умом подойти к выбору зимнего велосипеда.
На что обратить внимание при покупке?
Для начала поговорим о тех особенностях, которые делают велосипед пригодным для езды в холодное время года. Ведь, как несложно догадаться, обычный «летний» велосипед для этой цели не подойдёт – попытка использовать его в непривычных условиях может закончиться весьма плачевно.
1. Зимняя резина
Наличие качественных зимних покрышек, зачастую, является решающим фактором при выборе. Ведь с обычными гладкими шинами велосипед постоянно будет «заносить» в разные стороны, а разгоняться и тормозить будет очень трудно. Чтобы чувствовать себя уверенно на припорошенных снегом городских улицах, достаточно выбрать резину с небольшим количеством шипов (50-200). А вот тем, кто планирует кататься по утрамбованному снежному накату или даже льду, придётся потратиться на велосипед с дорогими профессиональными шинами с большим числом шипов (200-350). Они, как правило, располагаются в три или четыре ряда в боковой и центральной зонах протектора. Лучше всего, если шипы будут выполнены из твёрдых сплавов. Не менее важным является и качество самой резины: если оно будет низким, шины на морозе начнут терять свою эластичность и трескаться.
2. Тормоза
Что касается тормозов, то единственным логичным выбором в этом плане будут модели с гидравлическими либо механическими (в зависимости от ваших финансовых возможностей) дисковыми механизмами. Такие тормоза намного быстрее обычных очищаются от наледи, и в случае необходимости вы сможете спокойно рассчитать свои силы и остановить велосипед.
3. Рама
Подбирая зимний байк, крайне важно обратить внимание на то, из какого материала изготовлена его рама. Ведь это – опорная часть конструкции, и от её надёжности и прочности зависит практически всё остальное. К сожалению, многие материалы, доступные в ценовом отношении, для зимнего катания категорически непригодны. Во-первых, на морозе многие из них становятся более хрупкими. Кроме того, они часто восприимчивы к химическому воздействию. А учитывая то, что зимой наши улицы активно посыпают солью, к вопросу выбора материала рамы нужно отнестись очень серьёзно. Наилучшим выбором в этом отношении считается чрезвычайно стойкий титановый сплав, способный без труда выдержать даже сильные морозы. Однако важно, чтобы высоким было и качество сварки – без этого дорогостоящий материал теряет все свои преимущества. Более доступной его альтернативой является алюминиевый сплав. Купив зимний велосипед с алюминиевой рамой, следить придётся только за теми её частями, которые постоянно подвергаются механическому воздействию (например, участки, которые контактируют с цепью). В остальном же алюминий хорошо переносит холод, не страшится соли и не поддаётся коррозии.
4. Амортизационные вилки
Зимний велосипед, в идеале, должен быть оснащён подходящим амортизатором (пружинно-масляным либо воздушно-масляным). Они практически не замерзают, а если такое и происходит – очень легко отогреваются.
5. Педали
Во время катания на велосипеде по царству снега и льда очень важно, чтобы подошва ботинка не соскальзывала с педали, а сама конструкция не забивалась мокрым снегом. Поэтому от цельных педалей-«топталок», к которым слякоть прилипает мгновенно, лучше отказаться. Оптимальным выбором станет велосипед, где педали обработаны механически или с помощью специального покрытия (как, например, у конструкций стандарта SPD (Shimano)). А вот педали Crank Brothers Egg Beater не забиваются вообще, однако требуют более частой смазки.
«Золотой серединой» между ними считается стандарт Time – педали такого типа очень просто очищаются и неприхотливы в обслуживании. Что касается обычных моделей, то лучше всего в данном случае подойдут рамочные, с высокими ввинчивающимися шипами.
6. Крылья
Зимой велосипедная часть дороги превращается в настоящую кашу из грязи и снега. А потому для зимнего байка наличие крыльев является обязательным условием. Лучше отдать предпочтение моделям, оснащённым быстро снимающимися широкими крыльями, образующими достаточный грязевой просвет между покрышкой – они позволят снегу не набиваться внутрь и не препятствовать движению.
7. Световые приборы
И, наконец, последний важный фактор, на который следует обратить внимание при покупке велосипеда для зимнего катания. Чтобы избежать неприятных ситуаций на дороге, лучше сразу позаботьтесь о том, чтобы ваш байк был оснащён как фонарями (передним и задним), так и многочисленными отражателями – даже при плохой видимости вас должны замечать водители.
В принципе, под данные критерии подходят многие горные велосипеды проверенных европейских и американских производителей (Bianchi, Raleigh, Trek Bicycle Corporation и проч.). В среднем, стоимость хорошего байка, подготовленного к испытанию погодными условиями, составляет около 1000-2000$. В продаже есть и более дешёвые модели, однако на собственной безопасности в данном случае лучше не экономить.
Специализированные зимние велосипеды
Отдельного внимания заслуживают велосипеды, которые были специально разработаны для комфортной езды зимой.
1. Ktrak
Зимние байки Ktrak, пожалуй, пользуются наибольшей популярностью. На самом деле, творение канадских изобретателей не похоже на велосипед в привычном понимании. Скорее, это комплект деталей, который позволит модифицировать обычный байк и превратить его в гибрид снегоката и велосипеда. Собирается Ktrak очень быстро (в комплект входят все необходимые элементы и подробная инструкция). На место переднего колеса прикрепляется лыжа, а сзади монтируется колесо-гусеница. Такая конструкция легко проходит даже в глубоких сугробах и не буксует. Впрочем, у Ktrak есть и свои недостатки – для ровных городских дорог он малопригоден, его стихия – заснеженные леса и крутые спуски. Обойдётся вам такое приобретение примерно в 500$.
2. Ice Bicycle
Ice Bicycle был разработан американцами специально для поездок по ледяным пустыням Антарктики. Но успех новинки был столь ошеломляющим, что вскоре она уже появилась в свободной продаже. Велосипед может выдержать любой мороз. Правда, есть у Ice Bicycle и минус: из-за того, что основой для его создания служил специализированный горный велосипед ETB-X1, первоначально он изготовлялся с расчётом на физически сильных людей. К счастью, трудностей с прокручиванием педалей можно избежать, купив усовершенствованную версию велосипеда, укомплектованную электромотором Hanebrink. Правда, стоит Ice Bicycle в такой модификации дороже – целых 7650$ (по сравнению с 3500$ за стандартную сборку).
3. Fatbike
Это – совершенно новый тип зимних байков, больше всего напоминающих обычные велосипеды. Основным их отличием являются шины – ширина покрышек у Fatbike достигает целых 4” (у обыкновенного МТБ это значение не превышает 1,9-2,5”). С учётом этой особенности, промежуток между ногами вилки и задними перьями рамы увеличен. А вот амортизационная вилка велосипедам такого типа не нужна вовсе – достаточная мягкость обеспечивается благодаря широким колёсам. Тщательно отрегулированный уровень давления в шинах позволяет Fatbike легко проходить даже по сугробам. Рамы с вилками для Fatbike можно найти у таких производителей, как Innova, Surly, Vicious Cycles и др. В среднем, стоимость комплекта составит порядка 500-800$. А велосипед в полной сборке обойдётся вам примерно в 1500$.
Конечно же, недостаточно только грамотно выбрать зимний велосипед – за ним обязательно нужно ухаживать: регулярно смазывать все крепёжные детали, очищать от грязи и снега. Так ваш байк прослужит намного дальше, а вы сможете спокойно и уверенно чувствовать себя даже во время самых дальних и экстремальных поездок!