Как венгерцы пересели на велосипеды и превратили свою столицу в один из наиболее приспособленных для велосипедистов город.
За последние годы Будапешт пережил настоящую велосипедную революцию. Пропагандисты велодвижения из сообщества Copenhagenize.eu оценили ее 13-м местом среди наиболее приспособленных для велосипедистов городов 2013 года. Также Будапешт собрал крупнейшую в мире акцию Критической массы ( сбор большого количества велосипедистов, по традиции проводится в последнюю пятницу каждого месяца в более чем 300 городах по всему миру). Ее организатор Габор Десо Курти, известный среди велоактивистов как просто Куку, рассказывает, как это происходило.
Примерно в 1980-е велосипеды практически исчезли с улиц Будапешта, несмотря на то что они были у многих. Просто никому не приходило в голову использовать их как средство передвижения. Люди время от времени катались на выходных ради развлечения, дети катались на детских площадках, но большинство велосипедов собирали пыль в подвалах. Считалось общеизвестной истиной, что ездить на велосипеде в Будапеште опасно для жизни. А поскольку никто не ездил, это вроде доказывало, что это невозможно. Километры велодорожек были построены за общественные средства, но они оставались пустыми.
В 1993 году появилась первая велокурьерська служба Hajtás Pajtás, вокруг которой до 1999 года сформировалась настоящая субкультура. Курьеры, ездили между подпольными барами, которых тогда открывалось много, часто сопровождали друзей, которые в свою очередь катались с места на место со своими друзьями. Когда в 2004 году мэр Будапешта, заботясь об автомобильном движение в городе, назначил день без авто на выходные, именно курьеры сформировали инициативный кружок, который держал связь с множеством других велосипедистов.
Весенняя Критическая масса – 2013 в Будапеште, традиционно состоялась 22 апреля, в День Земли, стала крупнейшей в мире, собрав около 100 тысяч велосипедистов. Происходя дважды в год (а во многих городах мира это ежемесячное мероприятие), эта акция выросла из небольшого движения велокурьерив в мейнстримное явление. В 2006 году даже президент Венгрии Ласло Шойом приехал поддержать активистов. Городское велодвижение развивалось не таким путем, как в других мегаполисах: обычно увеличение поездок связано с развитием инфраструктуры, а в Будапеште велосипед популяризировали люди.
Поскольку в Будапеште было достаточно велосипедов, которые не использовались, нужно было только преодолеть страх передвижения в потоке транспорта. Понимая это, активисты Критической массы не сосредотачивались на опасностях на дороге и авариях, как остальные велосипедные организации во всем мире, а преподнесли новый лозунг «Каждая дорога для езды на велосипеде» и отвергли распространенную антиавтомобильну программу в пользу компромиссного принципа «Для каждой поездки свой транспорт», который был значительно более привлекательным для общественности. Защитники велосипеда больше не высказывались против машин, даже говорили о том, что сами пользуются авто. Они не поднимали велосипед выше общественного транспорта, но агитировали за выбор наиболее удобного средства передвижения для каждой ситуации.
Большинство участников акций, вместе с тысячами подобных, не рисковали ездить по центральным улицам Будапешта. Трудно объяснить изменения в их мышлении и чувствах, но последующие дни после акции тысячи людей овладевали своим страхом и впервые использовали велосипеды в городском движении. Уже в 2008 году наблюдатели признали, что с каждым годом количество велосипедистов удваивается. Порочный круг был разорван. Уже никто не жаловался, что в Будапеште невозможно передвигаться на велосипеде, потому что тысячи велосипедистов ездили, тогда как все больше пустели окна автобусов и частных машин.
Такой подход привлекал велосипедистов, а те, кто попробовал один раз, уже не останавливались. Велосипедисты, приезжая на работу, в университеты или бары, считали своим долгом высказываться в пользу велосипеда, на велосипедах появлялись наклейки Критической массы, дорожных указателях и в барах центральной части Будапешта. Велосипедисты также выступали на телевидении, радио и в прессе, проповедуя и лоббируя статьи, репортажи и интервью настолько, что однажды три различных телеканала одновременно транслировали вживую ритуальное поднятие восьмидесяти тысяч велосипедов в заключение акции Критической массы.
После первых успехов «велосипедной революции» роль движения КМ начала спадать. Если вначале 90 % велосипедистов именно под влиянием Критической массы решали ездить по городу в ежедневных делах, то впоследствии ведущую роль взяла на себя широкая общественность и «сарафанное радио».
Прошлогодние акции Критической массы показали, что общественное движение велосипедистов эволюционировало в крепкую организацию, которую возглавил Венгерский велоклуб, количество членов которого на протяжении 2013 выросла с 1200 до 2500 человек. Развитие велосипедного движения в Будапеште необратимо.