Современный горный велосипед – это не просто средство передвижения. Это целая культура, наполненная путешествиями, экстримом, соревнованиями и прочими удовольствиями. Но, прежде чем ощутить весь вкус этой культуры, необходимо освоить технику катания. Для этого требуется следовать некоторым советам, а также наблюдать за ездой опытных байкеров.
Переключение скорости
Переключение скорости необходимо для того, чтобы преодолевать участки дороги различной сложности, не перегружая свои мышцы. Его необходимо выполнять заблаговременно, например, перед предстоящим подъемом. Чтобы переключить скорость, необходимо продолжать крутить педали. Нажимать на переключатель передачи нужно легко. Чрезмерные усилия приведут к изнашиванию системы и разрыву цепи.
Цепь не должна перекашиваться. Поэтому не стоит включать одновременно большую переднюю и большую заднюю звездочку, либо малую переднюю и малую заднюю. Регулярно смазывайте систему, чтобы она не снашивалась.
Также, при помощи постоянной практики, необходимо выработать оптимальный темп езды. При заезде на длинные дистанции он составляет около 80 оборотов в минуту.
Подъем в гору
Преодолевать подъем можно стоя либо оставаться в сидячем положении. И в том, и в другом случае необходимо выбрать как можно более ровный и пологий участок. Для этого необходимо посмотреть на вершину горы и оценить ее уклон.
В большинстве случаев лучше сидеть: в таком положении нагрузка значительно меньше, как на мышцы, так и на амортизаторы велосипеда. Подвиньтесь немного вперед, расположите голову поближе к рулю, расслабьтесь и держите плечи перпендикулярно дороге. Тяните руль на себя, а не вверх. Выберите самую малую передачу и продолжайте крутить педали.
Положение стоя предпочтительнее при крутых подъемах, прохождении каменистых или извилистых участков, а также просто для тренировки мышц. Переключите велосипед на более высокую передачу, отклонитесь немного назад, согните локти, грудь держите над рулем.
Прохождение спуска
При пологом спуске лучше ехать стоя и держать педали в горизонтальном положении. Чтобы переднее колесо не скашивалось, нужно равномерно распределить вес по обе стороны руля и сжать ногами седло.
Также устойчивость велосипеда повышается с увеличением скорости. Однако, чем выше скорость, тем опаснее падение, поэтому необходимо быть предельно сконцентрированным на дороге и вовремя реагировать на препятствия. Если спуск становится крутым, нужно постепенно переносить вес на заднюю часть велосипеда.
Выполнение поворота
При повороте необходимо использовать оба тормоза, при этом 75% энергии торможения придется на переднее колесо. А пройдя поворот, нужно как можно быстрее восстановить прежнюю скорость.
Положение, в котором выполняется поворот, зависит от характера местности. При ухабах и неровностях необходимо держать педали в горизонтальном положении. Нужно наклонить велосипед, а верхнюю часть тела держать прямо. При относительно гладкой дороге внешнюю педаль следует опускать вниз.
Преодоление препятствий
Преодолеть препятствие можно, переехав либо перепрыгнув его. Такие препятствия, как бревна, сначала следует научиться переезжать. Для того, приближаясь к объекту, необходимо переместить вес на заднее колесо и приподнять переднее. Как только переднее колесо опустится по другую сторону бревна, нужно немного рвануть вперед, перенести вес на руль и тем самым приподнять заднее колесо. Чтобы при выполнении трюка не крутить педали, необходимо подъехать к препятствию на достаточно большой скорости.
Преодолевать препятствия в виде бревен, камней, а также ям и выбоин можно и при помощи прыжка. Техника похожа на выполнение переезда, но требуется дополнительное участие ног. Для начала убедитесь, что место предполагаемой посадки достаточно безопасно. Встаньте на педали, немного пригнитесь, затем оттолкнитесь и от педалей, и от руля. Необходимо равномерно отталкиваться руками и ногами. Затем потяните на себя руль: чем резче вы это сделаете, тем дальше пролетит велосипед.
Если техника катания на горном велосипеде совершенствуется постепенно, то соблюдать этику, принятую среди горных велосипедистов, необходимо с первого дня. Используйте только общедоступные трассы, не заезжайте в запретные зоны, заповедники или частные владения. Сохраняйте полный контроль над велосипедом, а также смотрите по сторонам. Снижайте скорость при приближении к людям или животным. Всегда уступайте дорогу прохожим и другим велосипедистам. Продумывайте заранее свой маршрут, поддерживайте велосипед в исправном состоянии. Это обеспечит безопасность как вам, так и окружающим.