Организация станций страховки

Настоящая статья является переводом статьи эксперта по безопасности немецкого альпийского союза DAV Криса Земмеля (Chris Semmel) доступной в оригинале тут .

Введение

Пара предварительных замечаний.
Тема «оборудование станций страховки» заслуживает названия «комплексной» и предъявляет высокие требования как к курсантам, так и к инструктору. Причина сложности заключается в бесчисленных возможностях и вариантах для количества и качества точек, их относительного положения и направлений в которых точки должны противодействовать нагрузке, различных вариантов страховки как, например, страховка через обвязку или через ФТ.
Кроме того, станция должна обеспечивать достаточную безопасность, быть быстро организуема и «обозрима».
Чтобы избежать непонимания, сначала объясняются некоторые понятия и описываются методы страховки.

Сокращения (ввел для скорости – прим.перев.)
ФТ = фикс. точка
ЦТ = центральная точка
FS = Fangstoss; сила рывка действующая на сорвавшегося
СчО = страховка через обвязку

Основные понятия

 

ФТ

ФТ могут быть крючья, закладки, френды, петли на выступах или песочных часах. ФТ могут работать во многих или только одном направлениях и быть разной степени качества (=надежности)

• надежная ФТ = силы > 10 kN, например стандартные шлямбура, широкие песочные часы (толщиной в руку), деревья, массивные выступы и блоки итд.
• сомнительная ФТ = ФТ надежность которых не может быть достаточно точно оценена (силы между 1 – 10 kN), например, хорошо поставленные закладки или френды, хороший крюк или старый/нестандартный шлямбур вплоть до ненадежно поставленных закладок/френд, погано ;) забитых крючьев

Срыв и направление срыва на станции (Sturzzug, SZ)

При срыве на фиксироввннные точки станции действует рывок вниз. При срыве ведущего на промежуточной точке рывок на станцию приходится, как правило, вверх. Исключением является траверс, в таком случае направление рывка – боковое. «Рывок» есть сила действующая на станцию и/или, соответственно, страхующего

Сила рывка на сорвавшегося (Fangstoß, FS)

Сила приходящаяся на перегиб (промеж. точку страховки)

Если срыв страхуемого происходит на промежуточной точке страховки, то сила действующая на промежуточную точку складывается из рывка приходящегося на станцию (SZ) и силы действующей на сорвавшегося (FS). Силе FS должна противодействовать сила действующая на станцию/страхующего (SZ) (см. рис.1).

Трение

Обе силы (SZ и FS) были бы одинаковыми по величине, если бы в страховочной системе не существовало трения. Вследствие трения в промежуточном страховочном пункте сила рывка уменьшается примерно на 1/3. т.е. на станцию/страхующего приходится только 2/3 возникающего усилия. (см. рис. 1).
Если из-за плохого прохождения веревки трение увеличивается еще, то и на станцию приходится меньшее усилие. Вследствие этого запланированная динамическая страховка перестает быть динамической.

Рис. 1: действующие силы, расчет на примере HMS с силой трения 2,2 kN 

Сила трения страховочного устройства

В зависимости от силы рук страхующего, каждое страховочное устройство создает определенное тормозное действие. При удержании срыва с силой рывка больше некоторого значения, веревка частично выдается через страховочное устройство. Если такая сила рывка достигнута, то система реагирует динамически. Если сила рывка не достаточна, страховочное устройство действует квази-статически

Типичные силы трения страховочных устройств.
HMS 2,2 – 3,5 kN
Страховочное устройство типа “стакан” (ATC, Reverso, итп.) 1,5 – 3 kN
Восьмерка 1,2 – 2,5 kN
Полуавтоматические устройства 6 – 10 kN

Фактор срыва и тормозной путь

Фактор срыва является скорее характеристикой не жесткости рывка, а выделившейся энергии. Жесткость рывка в основном зависит от трения веревки в страховочной цепи и поведения страхующего. За счет движения корпуса страхующего навстречу рывку (активная страховка) силы на перегибе могут быть уменьшены на 2-4 kN. При страховке через ФТ значительную роль кроме самой веревки играет страховочное устройство.
Использование техники половинной веревки значительное уменьшает действующие силы. В конечном счете усилие прикладываемое к промежуточной точке страховки определяется соотношением между высотой падения и тормозным путем.

Рис. 2: Фактор рывка = отношение высоты свободного падения к длине выданной веревки 

Тормозной путь

Тормозной путь – путь на котором рассеивается энергия рывка. Он складывается из прохождения веревки через страховочное устройство, растяжения веревки и движения тела страхующего при страховке через обвязку.

ЦТ

ЦТ обозначается точка в которую встегивается как само- так и страховка партнера и которая напрямую связана со всеми ФТ станции. Такая ЦТ существует при каждом способе страховки. В ее качестве может выступать карабин, ленточная петля или, при страховке через на обвязку – страховочная петля обвязки.

Методы страховки

Существует страховка через обвязку, страховка через фиксированную точку и страховка через ЦТ в вершине треугольника сил или распределенную между ФТ и обвязкой.

Рис.3: ЦТ на карабине, крюке с кольцом и (справа) «экономный» вариант при котором самостраховка вешается прямо на карабин ЦТ 

При страховке через обвязку различают активный и пассивный варианты.

Страховка через обвязку

 

Рис. 4: Пассивная и активная страховка через обвязку. 

Пассивная и активная страховки через обвязку (СчО) отличаются возможностью страхующего сознательно смягчить рывок посредством активного движения корпусом в направлении рывка т.е. вперед и наверх (активная СчО). При пассивной СчО страхующий не может этого сделать как, например, при страховке на висячей станции.

Для организации страховки через обвязку должны выполняться следующие условия:
• Наличие опыта в удержании срывов при страховке через обвязку(через корпус) т.к. страхующий является частью страховочной цепи.
• Разница в весе: ведущий (страхуемый) не должен весит более 130% веса страхующего – при необходимости используется или самостраховка на нижерасположенной ФТ (на уровне земли) или достаточный тормозной путонаверх при пассивной СчО (длинный ус самостраховка на станции)
• Рывок должен всегда быть наверх – прямой рывок на станцию (фактор рывка =2) или рывок в стороны должен быть исключен.
• Достаточно места для страхующего т.е. отстуствие риска удара о скалу, столкновения со страхуемым или первым промежуточным пунктом страховки
• Глубина падения не очень велика (иначе – очень большая энергия рывка) – обеспечивается расстояним между крючьями и их качеством.

Достоинства и недостатки СчО

+ более мягкий удар падающего о скалу
+ меньший провис веревки
+ лучшее управление веревкой
- страхующий является частью страховочной цепи
- более длинный тормозной путь т.е. большая глубина падения
- возможный удар страхующего о стену

Страховка черех ФТ

 

Рис. 5: слева страховка через крюк с карабином как ЦТ. В середине и справа: страховка через ФТ на наскольких ненадежных ФТ с распределением нагрузки (в середине – петля как ЦТ, справа – на закладках c петлей ЦТ растянутой против рывка вверх.)

ЦТ при страховке через ФТ выбирается прямо на одной из ФТ. В качестве ЦТ может служить карабин с муфтой, ленточная петля или ухо крюка. (см. ЦТ). При рывке в любом направлении, нагрузка действует прямо на ФТ. Поэтому страховка черех ФТ оспользуется в основном на надежных ФТ. На ненадежных ФТ необходимо использовать распределение сил. На ненадежных ФТ может использоваться страховка через ФТ если рывок вниз приходится на минимум 2 точки и рывок вверх – на одну точку плюс вес тела страхующего.

Достоинства и недостатки страховки через ФТ:
+ Страхующий не является звеном страховочной цепи -> возможен лучший контроль тормозного усилия + меньшая глубина падения страхуемого
- Динамичность (жесткость страховки) определяется тоько тормозным усилием страховочного устройства.

Страховка через ЦТ расположенную в вершине треугольника сил.

 

Рис. 6: Страховка черех ЦТ при распределенной нагрузке (треугольник сил) без оттяжек , справа с оттяжкой и двойным треугольником

Такая техника страховки является гибридом страховки через ФТ и СчО . ЦТ расположен не на обвязке и не прямо на одной из ФТ. В наилучшем варианте ЦТ (карабин или петля) должны быть натянута против рывка вверх , таки образом чтобы выдерживалось правило две точки – наверх, одна + корпус страхующего – вниз (рис. 6, справа). Если это не возможно, то противовесом рывку вверх является только вес страхующего (рис. 6, слева). Это создает для страхующего опасность удара о скалу. Этот удар будет тем сильнее, чем в более горизонтальной плоскости расположены точки страховки (или более обобщенно, чем дальше в схеме ЦТ оттягивается от стены – прим. от const)(см. рис. 7)

Рис. 7: удар о скалу при рывке наверх. Чем более полого расположены точки образующие станцию и поэтому чем дальше ЦТ оттягивается от стены, тем больше рывок к стене 

Если ЦТ при распределенной нагрузке растянута против рывка вверх, такой метод страховка становится станцией со страховкой на квази-ФТ(рис.6, справа). Недостатком такого «классического» построения станции без сблокирования отдельных оттяжек является отказ системы при вырывании одной из ФТ. Это приводит к значительному воздействию на оставшиеся крючья. Если система сблокирована узлами и натянута, то она удовлетворяет требованиям безопасности, хотя временные затраты необходимые для показанного способа растяжки (репшнур с полиспастом) и связывания узлов и потом разборки станции практически нереальны.

Достоинства и недостатки страховки через ЦТ с распределенной нагрузкой (без растяжки):
+ никаких
- Страхующий является частью cтраховочной цепи. Риск удара о скалу с возможностью потери веревки (с растяжкой станция эквивалентна варианту со страховкой через ФТ)
- большие временные затраты на вязку узлов

Конструкции станций

Исторически существуют самые возможные варианты и традиции как должна оборудоваться станция. В некоторых школах, например, предпочитают дополнительную страховку через корпус, в некоторых же (DAV) это является строгим табу.

Принципиальные возможности организации станции

Принципиально можно выделить станции с последовательным содинением точек и станции с рапределением нагрузки. При классическом последовательном соединении(блокировке) нагружается только одна ФТ, а вторая ФТ остается ненагруженной и служит для ее подстраховки. Такая станция может быть реализована с помощью основной веревки или отдельной петли. Такая схема используется прежде всего при наличии надежных ФТ

Рис. 8: Последовательное соединение при помощи основной веревки и ленточной петли

Если в наличии есть только сомнительные ФТ , то стремятся распределить возможное возникающее усилие между всеми ФТ. В этом случае говорят о распределенной нагрузке, при которой по возможности все ФТ нагружены и одновременно принимают на себя часть нагрузки. Для этого существуют различные возможности – см.рис. 9

Рис. 9: Слева направо: компенсационное/классическое распределение нагрузки (треугольник сил); станция с фиксированным распределением нагрузки /дюльферная станция; компенсационная петля с ограничивающими узлами; распределение нагрузки с последовательным соединением пунктов петлей.

Классическая компенсационная петля: если одна из ФТ отказывает, страхующий и страхуемый дополнительно падают на глубину одного плеча треугольника. Это приводит к появлению дополнительного силового воздействия на систему, которого необходимо избегать в любом случае. Поэтому классический треугольник не рекомендуется для использования, а предпочтительным является вариант который исключает появление такого дополнительного рывка.
Компенсационная петлся с ограничивающими узлами требует больше времени и усилий на связывание и разборку.

В качестве альтернативы остаются станция с фиксированным распределением нагрузки /дюльферная станция и станция с последовательным соединением точек.

Основания для реализации станций с распределением нагрузки и/или последовательной блокировкой точек

Широко известно, что при организации станции с распределением нагрузки, нагрузка на отдельные ФТ зависит от угла приложения нагрузки. Однако, вопреки распространенному мнению, «распределение нагрузки» на практике практически во всех случаях не приводит к равному распределению (рис. 10 слева). Из-за трения между карабином и петлей уже при минимальном смещении страховочного карабина в петле происходит перераспределение сил в диапазоне соотношений от 1:2 до 4:5 (в зависимости от трения (т.е. материала петли) и угла). Это обстоятельство делает преимущества классической компенсационной петли (треугольник сил) весьма относительными. В результате, распределение нагрузки должно производиться или посредством жесткого распределения нагрузки между точками или посредством последовательной блокировки точек.


Рис. 10: Теория и практика распределения нагрузки 

Схема для оптимального выбора метода построения станции – последовательное соединение или распределение нагрузки – представлена на диаграмме (рис.11)

Рис. 11: Логика выбора «последовательная блокировка» или «распределение нагрузки» 

Базовые правила

При организации станции должны по возможности выполняться следующие базовые правила:
1. Для случая разрушения одной ФТ должна присутствовать избыточость ФТ (redundance). Исключением являются надежные ФТ.
2. На ненадежных ФТ должно всегда использоваться распределение нагрузки.
3. Распределение нагрузки должно реализовываться таким образом, чтобы при разрушении одной ФТ не возникал дополнительный рывок на оставшиеся ФТ.
4. При ненадежных ФТ для компенсации рывка вниз должно использоваться минимум 2 ФТ, при рывке вверх – одна ФТ плюс вес тела страхующего
5. Для страховки и самостраховки всегда используются карабины с муфтой. В ЦТ тоже используется карабин с муфтой (в ЦТ с петлей встегивается карабин с муфтой). Вся другие карабины могут быть нормальными карабинами.
6. Страховка с ФТ более предпочтительна чем страховка с ЦТ.
7. СчО должна применяться только при наличии надежных ФТ на станции, также должны быть выполнены другие предпосылки

Станции, которые должны держать только рывок вниз

 

Рис. 12. Станции на одной и двух ФТ работающие только для рывка вниз 

Вкратце:
• Станции, которые должны держать рывок только вниз, не требуют растяжки против рывка вверх
• Станция на только одной надежной ФТ(дерево, скальный блок, выступ, песочные часы, надежный крюк в хорошей скале) являются в горах допустимой
• Если реализуемо, то желательна избыточность (redundance) также и при шлямбурной станции
• При ненадежных ФТ, избыточность необходима!
• При ненадежных ФТ всегда используется распределение нагрузки (например , станция с фиксированным распределением нагрузки)
• При этом избегать возможности появления дополнительной нагрузки при отказе одной из ФТ (т.е избегать станции с классической компенсационной петлей см. рис. 9, слева)
• Использование станции, которая должна держать рывок только вниз, допускается в определенных ситуациях при страховке ведущего (плоский гребень, траверс, отсутствие промежуточных точек страховки)

Станции на одной надежной ФТ

 

Рис.13. Возможные реализации станции на одной надежной ФТ 

Вкратце:
• Для станция на одной ФТ необходимо использовать только надежные ФТ (прочность > 10 kN).
• Если реализуемо, то желательна избыточность (redundance) также и при шлямбурной станции (например, на 2х крючьях). Может быть сделана при помощи классического последовательного соединения (основная веревка, петля)
• При риске отказа в случае рывка вверх, ЦТ должна быть натянута (как, например, при станции на выступе). Если растяжка невозможна, то, как исключительный случай, станция должна быть «растянута» весом страхующего. В этом случае при возможности используется страховка через обвязку через дополнителную оттяжку (dummy-runner) – см. рис. 14 и параграф «Особые случаи», Dummy-runner.

Рис.14. Станция на выступе с растяжкой; станция на выступе растянутая весом страхующего оборудованная dummyrunner`ом и страховкой через обвязку

Станция на двух надежных ФТ (например, 2 шлямбура; реализация классической последовательной блокировки)

В качестве стандартного варианта для организации станции на двух надежных ФТ стоит использовать классическую последовательную блокировку ФТ (без распределения нагрузки). Самым быстрым способом является использование веревки. ФТ могут соединяться либо узлом стремя (выбленочным узлом) или петлей связанной дубовым узлом и стременем. В качестве ЦТ в первом случае выступает карабин, во втором случае – петля.

Рис. 15. Возможная организация станции с помощью основной веревки.

Если ведущий не меняется, станция может организовываться при помощи основной веревки. Чтобы станция была возможно более простой и обозримой, в каждый крюк вешается по 2 карабина. Верхние используются для ведомого, нижние используются страхующим для страховки поднимающегося ведомого. Когда ведомый поднимается на станцию, его самостраховка вместе с концом веревки встегивается после самостраховки страхующего(ведущего), который сразу после этого может начать подъем дальше.

Рис. 16: Организация станции при помощи основной веревки при движении без смены ведущего. Сверху – СчО, снизу – страховка через ФТ 

При движении в связке-тройке рекомендуется использование последовательного соединения. Петля является в этом случае очень удобной ЦТ. Для подгонки длины самым простым оказывается использование дубового узла. В качестве альтернативы может использоваться узел стремя завязанный ветвями петли. В этом случае, прежде всего при дайнемовских петлях, необходимо встегивать в карабин также и конец петли. Это позволят избежать риска разрушения блокировки если стремя под нагрузкой начнет скользить.

Рис. 17: Возможная организация станции с последовательной блокировкой точек при помощи петли. Слева – подгонка длины петли при помощи дубового узла, справа – при помощи стремени.

Вкратце:
• ЦТ при страховке на ФТ вешается всегда на нижнюю ФТ.
• При горизонтальной расположении ФТ, для ЦТ выбирается ФТ со стороны подъема.
• Самым простым и быстрым способом организации станции является использование веревки
• При движении без смены ведущего, самым выгодным является последовательное соединение ФТ при помощи петли
• Петля ЦТ должна быть максимально маленькой ( должно хватать места для 4 карабинов). Достаточной является петля размером в карабин или чуть меньше.
• Для создания петли ЦТ оптимальным является двойной булинь или пришитая петля для последовательного соединения (см. рис. 18)
• На двух надежных ФТ не рекомендуется использование классической компенсационной петли, поскольку недостатки ЦТ компенсационной петли не компенсируется ее достоинствами (распределение нагрузки)
• В случае использования карабина в качестве ЦТ, страховка партнера вешается на несущее плечо (т.е. в сторону которого открывается карабин – прим. перев.)
• При горизонтальной расположении ФТ они соединяются свободно, но без провисиния метли/веревки.

Рис.18 Прошитые для последовательной блокировки петли различных производителей 

Рис. 19: Превращение дубового узла в двойной булинь и транспортировка петли 

Станция на одной надежной и одной ненадежной ФТ (например, шлямбур и крюк; организация при помощи последовательной блокировки)

Классическая последовательная блокировка может также использоваться если в распоряжении имеются одна надежная и одна ненадежная ФТ . Важно, что ЦТ всегда огранизуется на нижней ФТ. При ФТ расположеных на одной вертикали модет использоваться распределение нагрузки с помощью стремени.
Если качество надежной ФТ таки вызывает сомнение, то стоит использовать распределение нагрузки (см. главу «станция на двух ненадежных ФТ»)

Рис. 20: Возможности организации станции при помощи веревки или петли. При вертикальном расположении ФТ, нагрузка может быть распределена

Вкратце:
• ЦТ должна всегда находиться на нижней ФТ
• Самый быстрый способ организации станции – с использованием основной веревки.
• При движении без смены ведущего самым выгодным оказывается использование петли прошитой для последовательной блокировки
• Петля ЦТ должна быть по возможности небольшой (макс. для 4 карабинов)
• Если ЦТ является карабином, то страховка партнера располагается на его несущем плече.
• При вертикально расположенных ФТ, нагрузка может быть перераспределена на более надежную ФТ или распределена между несколькими ФТ
• Блокировка нежду горизонтальными ФТ не должна быть жесткой, но и без провисаний

Станция на двух ненадежных ФТ (например, обычные крючья, закладки или френды; организация фикс. компенсационной петли или распределения нагрузки и петли для последовательной блокировки)

При наличии 2х ненадежных (в оригинале – сомнительных) ФТ (например, обычные крючья), следует оценить возможность создания третьей ФТ (песочные часы, закладка, камалот итд.). Если такое возможно, то организация станции осуществляется как описано в след. параграфе. Если приходится довольствоваться только 2мя ненадежными ФТ, самым выгодным решением оказывается использование фиксированного распределения нагрузки.
Этим гарантируется, что при отказе одной из ФТ на оставшуюся ФТ не действует дополнительная сила. Кроме того, достигается приложение нагрузки на сблокированные ветви петли при одновременном ее (нагрузки) достаточном распределении.

Если возможно, то впоследствии стоит растянуть такую станцию при помощи самостраховки страхующего чтобы ведущий мог быть застрахован через ФТ. Если растяжение невозможно, организается страховка через ЦТ в вершине фиксированного треугольника. Тело страхующего образует в этом случае единственную растяжку против рывка вверх. ПРИ этом существует опасность удара страхующего о скалу с последующей потерей контроля за веревкой (см. раздел «методы страховки»).

Вкратце
• Если в распоряжении имеются то лько ненадежные крючья, станцию следует усилить.
• Если усиление невозможно, должна рассмотреться альтернатива организации станции в другом месте
• В случае организации станции на 2х сомнительных ФТ, используется фикрированное распределение нагрузки (без образования доп. рывка при отказе одной из ФТ)
• Основное правило: 2 ФТ для компенсации рывка вниз, одна ФТ плюс тело страхующего для компенсации рывка вверх
• При организации страховки, страховка через ФТ имеет приоритет перед использованием ЦТ страховки с распределенной нагрузкой/страховки через обвязку. Станция должна быть по возможности растянута. В случае невозможности применяется страховка через ЦТ фиксированного распределения нагрузки.
• Для растяжки станции лучшим решением является основная веревка. При движении ведущего, с самостраховкой ведомого когда тот достиг станции.
• Использование на сомнительных ФТ класической компенсационной петли не резонно т.к. последствия дополнительного рывка в случае отказа одной из ФТ могут быть фатальными.

Рис. 21: Станция на двух сомнительных ФТ с фиксированным распределением нагрузки и последующей растяжкой

Станция на нескольких ненадежных ФТ

Аналогично станциям на 2х ненадежных ФТ, при большем их количестве также рекомендуется использование распределения нагрузки. Выбор между фиксированной системой или системой с распределением нагрузки при помощи петли для последовательной блокировки определяется положением крючьев и имеющимся в наличием материалом для организации станции.

Cистема с распределением нагрузки при помощи петли для последовательной блокировки позволяет эффективно и быстро организовать станцию если один из крючьев расположен несколько ниже другого. При этом ЦТ петли вешается на нижний крюк и соединяется при помощи стремени с верхним крюком.

Рис. 22: Станиция на трех ненадежных ФТ с распределением нагрузки при помощи петли для последовательной блокировки

При этом существуют некоторые варианты: ЦТ петли располагается или чуть ниже нижнего крюка ( рис. 22 слева) или же нижняя ФТ растягивается верхними ФТ (рис.22 справа). В первом случае имеются три ФТ работающие против рывка вниз, во втором случае нагрузка принимается сначала «только» двумя верхними ФТ. Достоинством второго метода является то, что закладки, которые легко вылетают при рывке вверх, могут быть хорошо растянуты и тем самым зафиксированны.

Рис. 23: Станция-спрут, вариант организации для приключенческих маршрутов (Abenteuerrouten, adventure routes)

Рис.24: Реализация, траспортировка и организация станции при помощи «спрута»

«Cпрут» является хорошим вариантом если должно быть сблокировано большее количество ФТ. Для этого «спрут» заранее изготавливается из дайнемы или кевларового репшнура как показано на рисунке и транспортируется так же как и петля для последовательной блокировки. Петля ЦТ вешается в самую нижнюю ФТ и каждая ветвь вешается на карабины верхних ФТ с помощью стремени. Такой способ позволяет быстро и эффективно сблокировать до пяти ФТ.

Вторую возможность для блокировки нескольких ненадежных ФТ предоставляет система с фиксированным распределением нагрузки. Для этого необходим длиннный репшнур из кевлара или дайнемы (4-5 метров) или одна 2.4 метровая петля из дайнемовской стропы. Репшнур продевается напрямую в уши крючьев и связывается дубовым узлом (у автора вид узла на рисунке не совпадает с названием указанным в тексте, я использовал узел с картинки, использование узла из текста – просто опасно – прим. перев.). Затем отдельные ветви стягиваются вниз и связываются вместе дубовым узлом. Этот метод широко распространен в Австрии и Южном Тироле. Петля из стропы должна вешаться на ФТ карабинами.
Как недостаток стоит отметить, что система не растянута против рывка вверх.

Рис. 25: Станция с фиксированным распределением сил оргнизованная на трех крючьях при помощи кевларового репшнура или петли из стропы.

Вкратце:
• Для организации станции на нескольких ненадежных ФТ может использоваться система с распределением нагрузки (без появления доп. нагрузке при отказе одной из ФТ) реализованная либо при помощи петли для последовательноой блокировки либо с фиксированным распределением.
• При наличии центральной самой нижней ФТ, предпочтительным является построение с помощью петли для последовательногой блокировки. Растяжка при этом не является необходимой и может организовываться страховка через ФТ.
• При отстуствии нижней центральной ФТ может использоваться система с фиксированным распределением нагрузки. При нижней страховке систему следует по возможности растянуть.
• Для станции на ненадежных ФТ использование классического распределения нагрузки без связанных вместе отдельных ветвей неразумно, т.к. последствия отказа отной из ФТ в случае срыва могут оказаться фатальными.
o Предпочтительна растяжка с помощью основной веревки. При верхней страховке растяжка осуществляется самостраховкой страхуемого после того как тот достиг станции.
• Для станции на ненадежных ФТ использование классического распределения нагрузки без связанных вместе отдельных ветвей неразумно, т.к. последствия отказа отной из ФТ в случае срыва могут оказаться фатальными.

На следующем рисунке предствлена схема выбора оптимального решения для организации станции на нескольких ненадежных ФТ.

Рис.26.

Особые случаи

Dummy-Runner

Дамми-раннером (dummy-runner) называют первую промежуточную страховку (оттяжку) встегнутую в станцию. Этим обеспечивается что при срыве на станцию рывок на страховочное устройство всегда направлен наверх.
В основном dummy-runner используется при страховке через обвязку чтобы избежать сильного рывка на страхующего. Его применение может также быть обоснованным при страховке через ФТ при наличии на станции достаточного количества ФТ расположенных одна над одной, например при ледолазании.

Рис. 27: Dummy-runner на станции с о страховкой через обвязку и при страховке через ФТ с помощью «стакана»

„Plus-Clipp“

Плюс-клипом (примерно «дополнительное простегивание», plus-clipp) обозначают простегивание в первую надежную промежуточную точку (шлямбур) следующего по ходу участка маршрута. Веревка при этом осознанно простегивается в карабин промежуточной точки так, что его скоба выворачивается от рельефа (см. рис. 28). Потом ведущий спускается вниз к станции (лазанием или его спускает страхующий внизу), организует страховку и партнер по связке поднимается с квазиверхней страховкой. Добравшись до станции страхуемый может продолжать движение корректно перестегнув веревку в карабине. Таким образом избегается возможный рывок на станцию аналогично тому, как это осуществлено в варианте с dummy-runner’ом

Рис. 28: „Plus-Clipp“

Работа с двойной веревкой

При использовании половинной веревки (халф) в точки промежуточной страховки встегивается поочередно то одна то другая ветвь двойной веревки. Достоинством такого метода является уменьшение трения при невыгодном расположении промежуточных точек на рельефе. Кроме того рывок приходится только на одну ветвь веревки. Действющие силы (рывок на сорвавшегося и на точку страховки) поэтому меньше чем при срыве на обоих ветвях и нагрузка на ненадежные промежуточные точки уменьшается.

Рис. 29: Использование половинной веревки (справа) уменьшает трение и силу рывка при срыве

Страховка на ФТ с помощью «стакана»

Чтобы при использовании двойной веревки обеспечить минимальное трение и избежать оплавления (как может происходить с узлом UIAA) больше всего подходит «стакан». Кроме того, с его помощью достигается более мягкий рывок на сорвавшегося. При этом тормозное усилие ATC-XP примерно соответствует тормозному усилию узла UIAA.
Важно: чтобы гарантировать достаточное тормозное усилие у «стакана», может использоваться либо простегивание веревки в дополнительный карабин перед «стаканом» либо использование dummy-runner’а (ср. пункт „dummy runner“ и рис. 30)

Рис. 30: Страховка через ФТ с помощюь «стакана» и дополнительного карабина перед «стаканом»

При использовании карабина он должен встегиваться в крюк станции выше «стакана». После организации лидером первой надежной промежуточной страховки веревка вышелкивается из карабина.
Такая система при срыве на станцию обеспечивает тормозное усилие между 3 и 4 kN,

Подходящие устройства для страховки на станции

Для нижней страховки самыми предпочтительными является страховка через ФТ (основной метод в курсе подготовки инструкторов ) и страховка через ЦТ с распределеной нагрузкой. Для верхней страховкки рекомендуется страховочная шайба или узел UIAA.
Другие страховочные устройства являются скорее исключением и применяются для специальных случаев как, например, лазание по водопадам, ледолазание или в ситуациях когда есть только «плохие» промежуточные точки. В этих случаях нагрузка на промежуточные точки должна быть по возможности максимально уменьшена.
Для этого прежде всего подходит использование половинной веревки (см. выше) или страховка черз ФТ с помощью «стакана»

В порядке исключения если страховать приходится совсем новичку или кому-либо с недостаточной силой рук для страховки на ФТ может использоваться полуавтомат SIRIUS (TRE) (см. http://www.tre-pfullingen.de/assets/images/tre-vorne-schattiert.jpg, и вот что пишет производитель: TRE-Sirius объединяет в себе преимущества полуавтоматических страховочных устройств с простотой обращения «стаканов». При любых способах применения (верхняя, нижняя страховки, дюльфер) веревка вкладывается одинаково, что исключает ошибки. Обращение с веревкой такое же простое как у «стакана». При удержании рывка веревка может удерживаться в любом направлении, что также является плюсом в надежности. Для продевания веревки устройство не должно выстегиваться из карабина. TRE Sirius одинаково хорошо работает как со сдвоенными 7.5 мм веревками так и с 11 мм одинарными. – прим. пер., вообще говоря никогда этот девайс живьем не видел). 
Однако ожидаемые силы рывка слишком велики т.к. TRE Sirius блокирует толстые веревки квазистатически. Также следует избегать контакта устройства с перегибом скалы.

Для верхней страховки двух поднимающихся партнеров, самым удобным является страховочная шайба. В такой ситуации узел UIAA должен использоваться в исключительных случаях т.к. с ним контроль обоих ветвей веревки при разной скорости движения страхуемых на рельефе недостаточен.

При страховке через обвязку могут в принципе использоваться любые устройства. Стандартным для многоверевочных маршрутов является шайба (верхняя страховка) в комбинации с узлом UIAA, «стаканом» или восьмеркой (страховка лидера)

Страховочная шайба
Страховочная шайба облегчает страхующему обращение с веревкой. При одновременном страховании двух поднимающихся партнеров каждая из ветвей может контролироваться отдельно при сохранении необходимой безопасности. Единственным критическим моментом является срыв под углом большке 90° по отношению в другой ветви веревки. Это может привести к проскальзыванию одной из ветвей веревки. В этом случае обе ветви должны держаться в одной руке регулирующей усилие торможения.

Рис. 31: Внимание: при угле в 90° и более блокируется только одна нагруженная веревка, другая свободно проскальзывает. Обе веревки всегда должны удерживаться рукой!

Станция на льду

В хорошем льду надежность ледобуров сравнима с надежностью шлямбуров. Поэтому для ледовой станции действуют те же правила что и для организации скальной станции на двух надежных ФТ. Самая высокая належность достигается при вкручивании ледобуров перпендикулярно или слегка наклонно к поверхности льда. Станция может быть легко организована при помощи заранее подготовленной станционной петли. Верхняя страховка осуществляется через петлю или карабин в ЦТ. Для страховки лидера (нижняя страховка) страхующий может выбрать страховку черех обвязку или через ФТ. Как только лидер вкрутил бур и встал на самостраховку (команда «самостраховка») , второй номер может выворачивать верхний бур своей станции.

Рис. 32 Ледобур заворачивается перпендикулярно поверхности или с небольшим наклоном

Рис. 33: Последовательность организации станции на льду при помощи петли для последовательной блокировки. При использовании веревки последовательность такая же.

Практические советы

 В общем случае, распределение нагрузки и последовательная блокировака могут комбинировться. Всегда нужно обращать внимание на то, что в системе при отказе одной ФТ (особенно при ненадежных ФТ) не возникаел бы дополнительный рывок.
 Дополнительные ФТ для улучшения станции могут включаться в станцию при помощи петель из стропы или основной веревки (последоват. блокировка) – см. рис. 34
 Растяжка станции против рывка вверх осуществляется после того как ведомый достиг станции. В зависимости от того кто продолжает движение первым растяжка может осуществляться соответствующим концом веревки и узлом стремя.

Рис. 34: Растяжка станции должна организовываться после того как в этом возникает необходимость (перед началом лидирования)

 Когда необходима растяжка, когда рекомендуется, когда от нее можно отказаться?
необходима:
при плоских выступах и страховочных средствах которые могут выпасть или сдвинуться при незначительном движении

рекомендуется: 
Всегда чтобы иметь возможность страховки через ФТ, но только если для этого не требуется существенных временных затрат. Сравнительная оценка риска удара страхуемого о рельеф и/или потери на станции контроля над веревкой и усилий на организацию растяжки. Оценка практических альтернатив для полистаста с прусиком (с основной веревкой, оттяжкой и растяжка через последовательную блокировку с распределением нагрузки итд.)

Можно отказаться: 
- если есть ФТ, которая держит во всех направлениях и организация растяжки требует слишком много усилий (аварийное решение: страховка через ЦТ последовательной блокировки с распределением нагрузки или ЦТ станции с фикс. распределением нагрузки – см. ранее в тексте)
- если не может быть значительного рывка вверх (траверс, гребень)
- для верхней страховки. Возможная реализация если на станции происходит смена ведущего например с пом. веревки со стороны страхуемого.

 Использование на станции муфтованных карабинов (Key-Lock) создает больше удобства, например при сборке-разборке станции. Узлы стремя могут быть, например, быстро сняты с карабина без того чтобы зацепиться за выступ на его конце. В качестве запирающей системы подходят «не-самозаприрающиеся» муфты (например spin ball, байонет или резьбовая муфта), т.к. для завязывания на карабине стремени не требуется второй руки чтобы держать муфту.

 При применении сдвоенной веревки (т.н. «твин» – прим. пер.) могут использоваться все варианты станции для одинарных веревок. Для половинных веревок элементы станции должны дублироваться для каждой ветви (вообще то у автора наоборот – но то ж явная ошибка – прим.пер.)

 Использование приготовленной станционной петли.
В общем случае, настраиваемая самостраховка при помощи веревки и стремени более предпочтительна. Однако для дюльфера стандартом является использование сшитой петли. Требуется соблюдать острожность при использовании карабинов с пластиковым или резиновым фиксатором против закручивания. Переворот петли по недосмотру может привести к тому что петля будет держаться на карабине только при помощи этого фиксатора , который рвется при самой незначительной нагрузке (см. рис 35). Фиксирование карабина стременем вместо пластиково/резинового зажима позволяет избежать такой опасности.

Рис. 35: Резиновый фиксатор на карабине может стать причиной фатального несчастного случая.

19.02. Горы, Статьи

Источник

Твитнуть

Добавить комментарий

*