Универсальные страховочные устройства (Гайдбук по гайд-платам)

В настоящее время широкое распространение получили универсальные страховочные устройства, позволяющие кроме основных функций динамической нижней страховки и спуска по одинарной или сдвоенной веревке, работать в режиме автоблокировки. О таких устройствах, часто называемых «гид-платами», «пластинами гида» или «магическими платами» и пойдет речь в этой статье.

Поскольку в рассматриваемых устройствах режим автоблокировки применяется в основном, для верхней страховки, есть смысл напомнить основные способы ее организации.

Способы верхней страховки на альпинистских маршрутах и мультипитчах:

1.«Прямая страховка через тело» – когда веревка от идущего вторым восходителя идет непосредственно в устройство, закрепленное на беседке страхующего – рис 1.

Рис. 1. Прямая страховка. (Фото из книги: Craig Luebben «ROCK CLIMBING ANCHORS. A Comprehensive Guide»).

Роль страховочного устройства может выполнять само тело страхующего (например – при страховке через поясницу) – рис. 2.

Рис. 2. Страховка через поясницу (из американской книги «The freedom of the hills»)

Недостатки:
·при использовании этого способа необходима очень устойчивая позиция страхующего, поскольку нагрузка передается на его тело.
·При продолжении движения по маршруту требуется реорганизация страховки.
·При страховке через поясницу веревка портит одежду.
Достоинства:
·Страховка через поясницу позволяет работать с очень толстыми или жесткими веревками, организуется, не снимая перчаток и поэтому, иногда применяется на снегу.

2. Страховка через тело и станцию. Страховочное устройство закреплено на теле страхующего, веревка проходит через карабин на станции страховки – рис. 3.

Рис 3. Страховка через тело и станцию. Фото из книги: Craig Luebben «ROCK CLIMBING ANCHORS. A Comprehensive Guide».

Достоинства:
·Фактически система аналогична лазанию с верхней страховкой на скалодроме, поэтому работа со страховочным устройством привычна (надеюсь J) для страхующего.
·Если на станции происходит смена лидера в связке, не требуется никаких дополнительных манипуляций со страховочным устройством – повышается общая скорость движения.
Недостатки:
·Несколько повышается нагрузка на станцию, хотя при использовании динамических страховочных устройств, это повышение несущественно.
·В случае срыва и зависания партнера, часть нагрузки приходится на тело страхующего. В худшем случае, это может привести к срыву его с места, травме и потере контроля над страховочным устройством, поэтому требуется наличие самостраховки, учитывающей направление возможного рывка.
·При необходимости оказания помощи сорвавшемуся, закрепление веревки и перенос нагрузки на станцию для освобождения от страховки требует дополнительных действий, которые должны быть предварительно отработаны на тренировках.

3. Страховочное устройство закреплено на станции.
Достоинства:
·При срыве и зависании партнера практически вся нагрузка ложится на станцию, поэтому при удержании партнера меньше риск травмы страхующего.
·Закрепить веревку и освободиться от страховки значительно проще.
Недостатки:
Не все типы традиционных устройств хорошо приспособлены для этого способа. Например, страховочную восьмерку или обычный «стакан» не всегда возможно использовать для страховки со станции без дополнительных ухищрений.

Простейший способ подвески «стакана», показанный на рис. 4, хотя и требует минимальных усилий по выбиранию страховочной веревки, обладает очень низкой степенью торможения. Чтобы надежно удержать срыв партнера, нужно поднять страховочный конец веревки вверх, а это движение весьма неудобно или вообще невозможно, если устройство находится слишком далеко от страхующего или слишком близко к рельефу.

Рис. 4. Опасная установка устройства для верхней страховки со станции.

Более надежна верхняя страховка со станции через узел УИАА – рис 5. Способ использует минимум снаряжения, позволяет без особого труда удержать рывок при срыве и легко выдать при необходимости нагруженную веревку. Благодаря динамическому характеру страховки, нагрузка на станцию при срыве оказывается невелика. В таком положении узел УИАА слабо подкручивает веревку. Если веревка промокла и сильно «задубела» на морозе, заправить ее в большинство современных страховочных устройств очень трудно. В таких ситуациях, узел УИАА – вне конкуренции. Самый существенный недостаток – неудобство работы с двумя независимыми веревками, но используя дополнительный карабин для второго узла, это вполне реально. Использование специальных HMS карабинов большого размера при страховке через узел УИАА желательно, но, в крайнем случае, можно обойтись и малогабаритными карабинами с муфтами.

Дополнительным достоинством способа является возможность смены лидера без всяких дополнительных действий со страховочным устройством, поскольку узел УИАА прекрасно подходит и для нижней страховки со станции. Для тех, кто ценит на восхождении каждую секунду и экономит каждый грамм, это – весьма привлекательный вариант страховки со станции.

Рис. 5 Верхняя страховка через узел УИАА на станции.

Идея верхней страховки, при которой при рывке веревка стопорится в страховочном устройстве автоматически, кажется очень заманчивой, поскольку она требует от страхующего меньше физических усилий, внимания, снижает глубину падения сорвавшегося, хотя и значительно увеличивает нагрузку на станцию Было придумано довольно много простейших самоблокирующихся систем из подручных средств – рис. 6, 7, 8, 9.

Рис. 6 Узел Гарда

Рис. 7 Восьмерка в режиме автоблокировки (из статьи Фарберова «Дополнения к материалам по полиспастам»).

Рис. 8 Варианты узла УИАА с дополнительным карабином в режиме автоблокировки.

Рис 9. Автоматическая верхняя страховка с использованием «тиблока».

Общие существенные недостатки использования таких систем для верхней страховки – неудобство работы с двойной веревкой и невозможность выдачи нагруженной веревки в случае необходимости.

Более перспективным оказалось создание универсальных страховочных устройств на основе шайбы Штихта. Сохранив все возможности использования для нижней страховки, спуска, работы с одинарной и двойной веревкой, появились и шайбы, позволяющие организовать автоматическую верхнюю страховку одного и даже двоих человек. Одним из первых таких универсалов стала «Магическая пластина», выпущенная фирмой New Alp в начале 90-х годов. Ее прямые потомки – пластины «Gi-gi» фирмы Kong, «Ovo» фирмы Camp и др. выпускаются и в настоящее время.

Рис. 10. “Magic plate” фирмы New Alp – прототип современных устройств.

Еще большее распространение получили версии «стаканов» с дополнительным ушком для закрепления на станции страховки – рис. 11.

Рис. 11 «Стаканы» гида.

Подобные страховочные устройства, с легкой руки маркетологов «блэк даймонда» стали часто называть «гид-устройствами», поскольку они как бы предназначены для гидов, работающих с двумя клиентами.

Несмотря на большое разнообразие моделей, принцип работы пластин гида один и тот же – нагруженный конец прижимает свободный (страховочный) к корпусу устройства и веревка стопорится. Чтобы при рывке веревка не выскочила из щели страховочного устройства, чаще всего используется блокировочный карабин – рис. 12.

Рис 12. Заправка страховочной веревки для режима автоблокировки.

Не следует использовать в режиме автоблокировки обычные страховочные устройства, не имеющие специального отверстия для подвески к станции, подвешивая устройство за свободную щель для веревки – рис. 13. Единственное исключение – страховочное устройство «В52» фирмы Trango, о котором будет рассказано далее.

Рис 13. Опасная подвеска страховочного устройства на станцию.
Резкий рывок переворачивает устройство, и веревка автоматически не блокируется.

При описании преимуществ гид-плат часто упоминается, что при страховке они дают больше свободы страхующему, позволяя ему полностью выпускать веревку из рук, чтобы переодеться, сделать фотографии и т.п. Весьма опасное мнение. Инструкции всех производителей указывают на необходимость постоянного удержания страховочного конца веревки, поскольку в некоторых случаях автоблокировка полноценно не работает!

Когда самоблокировка не срабатывает:
1. Нагруженный конец веревки оказывается под большим углом к страховочному и не может зажать его.
Это может произойти, если страховочное устройство не может свободно повернуться в направлении нагрузки, например:
-Повороту мешает рельеф, или какие-то предметы на станции.
-Одна из страховочных веревок нагружена в другом направлении – рис 14.

Рис 14. Одна из веревок (красная) в такой ситуации автоматически не блокируется!

2. Нагруженный конец веревки под большой нагрузкой меняется местами со свободным (страховочным).
В высоких «стаканах» такое перекручивание ветвей веревки происходит в две стадии:
Вначале, нагруженный конец веревки «выдавливает» из щели страховочный конец и зажимает его между собой и боковой стенкой устройства – Рис 15. (Освободить из этой ловушки веревку без удаления блокировочного карабина очень трудно даже после снятия нагрузки.)

Рис 15 Защемление веревки при перегрузке устройства.

При дальнейшем увеличении нагрузки, натянутый конец веревки полностью вытесняет из щели страховочный конец и устройство разблокируется, хотя сила торможения остается еще довольно значительной – рис. 16.

Рис 16. Разблокирование при перегрузке устройства.

Остаточное усилие торможения после такого разблокирования зависит от типа устройства и диаметра используемой веревки. Экспериментальные данные:

Примечание: При испытаниях страховочный конец не удерживался рукой.

3. Блокировочный карабин цепляется (например – за рельеф) и не может свободно передвигаться относительно щели с веревкой.
На этот момент надо обращать внимание при организации страховки и закреплении страховочного устройства на станции.

«Выбирай!»

Одной из проблем работы с гайд-платами – довольно большое усилие, необходимое для выбирания слабины веревки, особенно толстой и жесткой. Страхующий может несколько облегчить себе жизнь рациональным выбором блокирующего карабина. Лучше использовать карабин с круглым сечением и большим диаметром прутка. Хуже работают карабины со сложной формой сечения, поскольку при этом уменьшается радиус изгиба веревки на карабине. При этом усилие выбирания увеличится примерно на 10% – Рис. 17 в центре. Ошибочно ставить два блокирующих карабина параллельно. Это увеличит усилие на 15-25% – рис. 17 справа. (В режиме спуска по тонким веревкам использование спаренных карабинов, наоборот, может оказаться полезным для увеличения торможения).

Рис. 17 Блокировочные карабины.

Усилие выбирания веревки также зависит от конструкции устройства, у плоских пластин с длинными щелями, подобным «Gi-gi» или «стакана» В52, оно несколько меньше.

«Выдай!!!»

Ахиллесова пята гид-устройств в режиме автоблокировки – относительная сложность выдачи веревки. Во многих ситуациях слишком сильное натяжение страховки начинает мешать, особенно когда второй поднимается лазанием, и может быть сдернут веревкой. В этих случаях, страхующему приходится внимательно следить за напарником и оставлять необходимую слабину веревки.

Хотя гид-платы в принципе и позволяют выдать нагруженную веревку, на практике при этом можно столкнутся с некоторыми трудностями. Если веревка не нагружена, для поворота страховочного устройства и оперативной выдачи веревки достаточно усилия одной руки – рис 18. Свободной рукой при этом можно выдать веревку.

Рис 18. Выдача слабины при небольшой нагрузке на страховочное устройство.

Если веревка нагружается полным весом человека в результате срыва, а сорвавшийся не может продолжать подъем и его надо спустить «парашютиком», разблокировать устройство одной рукой довольно трудно – для этого надо приложить усилие 30-50% веса страхующего. Для этой цели приходится использовать более сложные способы.

Рис 19. Разблокирование страховочных устройств с использованием противовеса.

Используя свой вес, страхующий может выдать нагруженную веревку с помощью дополнительного шнура или петли, прикрепленной к блокировочному карабину или к корпусу страховочного устройства. Естественно, для этого на станции должна быть удобно расположенная точка для присоединения дополнительного карабина. При большой разнице в весе, этот способ работает неэффективно. Свидетельство очевидца: «…когда мы учились на спасательных курсах, несколько женщин использовали «реверсо» первой версии и у всех них были большие трудности с отпиранием устройства. Запомнилось, как миниатюрная девушка пыталась спустить на землю своего партнера, который был раза в два тяжелее ее. Стандартный способ не помог, ее вес был слишком мал. Она собрала простейший полиспаст, удлинила петлю, вставила в нее ногу и попыталась подпрыгивать. Опять не получилось. В конце концов, ей удалось освободить партнера только с помощью многократного полиспаста, да и то немного помог преподаватель…».

Рис 20. Разблокирование страховочных устройств с использованием карабина в качестве рычага.

Если позволяет конструкция устройства, для разблокирования можно использовать принцип рычага, применяя карабин – рис 20. Этот способ более оперативен, не требует дополнительных точек крепления к станции и позволяет точнее дозировать нагрузку для разблокирования страховочного устройства. Можно также попробовать использовать в качестве рычага подручные средства, например – клюв ледоруба или инструмент для выдергивания закладок.

Точно дозировать усилие, нужное для разблокирования довольно трудно, что представляет серьезную опасность. Стоить приложить усилие чуть больше, происходит резкое отпирание устройства, и начинается падение партнера. Ни в коем случае нельзя разблокировать устройство, бросив на произвол судьбы страховочный конец! Резкое отпирание может привести к травмам, даже если страховочный конец удерживается рукой! Показателен инцидент, произошедший в районе Gunks (США). Лидер поднялся на одну веревку от подножья маршрута и организовал страховку через ATC-Guide в режиме самоблокировки. Приняв напарницу на станцию, он решил сразу же спустить ее к основанию «парашютиком», используя способ, показанный на рис. 19 справа. Сначала веревка не шла, он налег всем своим весом, и ATC резко разблокировалось. Пролетев несколько метров, девушка получила травмы головы и бедра. Хотя страховочный конец веревки и удерживался рукой, степень торможения веревки в устройстве оказалось слишком малой, и страхующий получил ожоги рук. К его чести, он все же не выпустил веревку, остановил падение и спустил напарницу к подножью маршрута…
——
дополнение:
Этот и другие подобные случаи сильно скомпрометировали метод противовеса, показанный на рис. 19. К сожалению, производители многих страховочных устройств в инструкциях до настоящего времени либо приводят опасные способы разблокирования, либо не уделяют этой проблеме достаточно внимания.

Техническая комиссия горных гидов UIAGM в настоящее время рекомендует использовать два способа разблокирования под нагрузкой:

1. Покачиванием блокирующего карабина – рис. 20а.

Рис. 20а. Разблокирование качанием карабина.

Покачивая карабин вверх и вниз можно постепенно выдавать нагруженную веревку.
Этот способ достаточно простой, безопасный, но чрезвычайно медленный (за каждое качание выдается несколько см веревки) и не всегда исполнимый. В случае заклинивания тонкой веревки в щели, как показано на рис. 15, этот способ не срабатывает.

2. Разблокирование карабином-рычагом, как показано на рис. 20 слева, но с важным дополнением: страховочный конец пропускается через дополнительный карабин на одной из верхних точек станции – рис. 20б. Одна рука страхующего действует карабином как рычагом, другая контролирует веревку. Благодаря повышенному торможению в дополнительном карабине, контроль над веревкой становится более надежным.

Рис. 20б.

К сожалению, не всегда эти способы применимы. Многие гид-платы вообще не имеют дополнительного отверстия для разблокирования, а если и имеют, свободные карабины или петли могут не подойти к этому отверстию. В этих случаях не остается ничего другого, как использовать полиспаст, присоединенный к блокировочному карабину – рис. 20в.
Как и на рис. 20б, страховочная веревка перенаправляется в вышерасположенный карабин, что увеличивает надежность страховки.

Рис. 20в. Разблокирование полиспастом через блокировочный карабин.

Достоинства этого способа:
- более универсален, подходит для всех конструкций гид-плат,
- поскольку страхующий тянет шнур вверх, «передозировка» усилия менее вероятна.
- При потере страхующим равновесия, система опять блокируется, даже если он выпустит из рук веревку.
Недостаток – повышенная сложность схемы, необходимость дополнительного снаряжения.

В крайнем случае, можно дополнительно перебросить шнур или петлю через верхний карабин и тянуть вниз, помогая своим весом, но в отличие от рис. 20, петля не должна крепиться к беседке страхующего!
——

Во избежание подобных неприятных сюрпризов на маршруте, начинающим перед тем, как использовать для страховки самоблокирующиеся устройства в режиме гида, рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией к своему устройству и попрактиковаться в спуске партнера, особенно если он тяжелее вас. Для большей надежности лучше подстраховать страховочный конец веревки схватывающим узлом «автоблок» или использовать узел УИАА, как показано на рис. 19 слева.

Дополнительные возможности использования гид-плат

Применение гид-платы для подъема по веревке.При подъеме этим способом, гид-плата крепится на беседку, выше нее на веревку устанавливается зажим или схватывающий узел с педалью для ноги. Выжавшись на ноге, нужно выбрать образующуюся слабину веревки через страховочное устройство, зависнуть на нем, передвинуть зажим для ноги выше и т.д.

Рис. 21. Подъем по веревке с помощью гид-платы.
Такой способ по удобству сильно уступает подъему на двух зажимах, но его с успехом можно применить в аварийных ситуациях, например, при вылезании из ледовой трещины или при подъеме на относительно небольшую высоту.

Использование гид-плат в полиспастах.
Хотя свойство самоблокировки удобно использовать в полиспастах для предотвращения обратного хода, применение гид-плат в этой области оптимально лишь для подъема относительно небольших грузов, например – вытягивания рюкзаков. Уменьшение КПД полиспаста, сложность выдачи веревки под большой нагрузкой, не гарантируемая прочность большинства устройств в таком режиме ограничивают их применимость для подъема тяжелых грузов.

Применение гид-плат для самостраховки на станции.
Использование подобных устройств для регулировки длины самостраховки на станции – плохая идея, поскольку при рывке в неожиданном направлении или при перевороте блокировки станции, устройство может разблокироваться. Конечно, можно дополнительно подстраховать устройство резервным узлом, но такое решение не слишком изящно – проще использовать самостраховку стременем на основной веревке или отдельный ус самостраховки.

Использование режима самоблокировки при нижней страховке лидера.
При нижней страховке лидера, режим самоблокировки практически не используется в первую очередь, из-за неудобства выдачи веревки. Хотя небольшими порциями выдавать веревку и возможно, при постоянном использовании этот метод довольно неудобен и утомителен. Другим противопоказанием является увеличение нагрузки на страховочную цепь из-за очень малого (и нестабильного) протравливания веревки при срыве. Кроме того, в гид-режиме прочность большинства страховочных устройств не нормируется, поэтому, выдерживать нагрузку (9…12 кН), которая может быть приложена к ушку крепления устройства при худшем сценарии срыва, они не обязаны.

Соло-страховка с использованием гид-плат.
Этот способ предлагался «солистами» Денисом Корпе и Эндрю Янгом. Закрепление страховочных устройств показано на рис. 22 и 23.

Рис. 22. Закрепление устройств на страховочной системе для соло-страховки.

Рис. 23. Сработавшая соло-страховка.

Следует учитывать, что при срывах возможно как разблокирование страховочного устройства из-за перегрузки, так и закусывание веревки, о чем говорилось выше. Поэтому, при использовании этого способа приходится вязать резервные узлы на свободном конце веревки (развязывая их по мере продвижения) – рис. 24 и иметь при себе комплект снаряжения для подъема по веревке.

Рис. 24. Резервные узлы на свободном конце веревки.

Учитывая недостатки режима автоблокировки при нижней страховке, такое использование гид плат пригодно лишь в аварийных ситуациях, когда лучше страховаться хоть так, чем «вообще никак».

Таким образом, несмотря на расширенные возможности, использование автоблокировки имеет и ряд ограничений. Полная автоматизация страховки не достигается и в этом режиме, поэтому для него остаются в силе основные правила работы со страховочными устройствами:
-Не выпускать из рук страховочный конец веревки, выходящий из устройства. В случае если необходимо освободить руки, нужно предварительно дополнительно блокировать страховочное устройство, например – с помощью рифового узла.
-Не допускать большой слабины страховочной веревки.

Использование «гид-режима» при верхней страховке не является оптимальным выбором во многих ситуациях, особенно:
-при большой разнице в весе напарников,
-необходимости точного и оперативного поддержания минимальной слабины веревки (при большой вероятности «сдернуть» напарника).
-на сложных участках, (где срыв приводит к зависанию без возможности «зацепиться за рельеф», разгрузить страховку и продолжить движение),
-при недостаточной надежности станции страховки или неподходящей ее организации.

Гид-платы на любой вкус.

Если прочитанное выше не полностью отбило интерес к страховочным устройствам этого типа, предлагаю вашему вниманию краткий обзор существующих моделей гид-плат. К сожалению, полного объективного сравнительного тестирования никогда и ни кем не проводилось, в лучшем случае, друг с другом сравнивались два-три устройства. Многие устройства появились совсем недавно, и еще не получили независимой оценки пользователей, поэтому в этих случаях приходится полагаться на информацию производителей и судить по косвенным данным.

Группа «стаканов»

Black Diamond – ATC Guide.

Рис 25

Пожалуй, самое распространенное гид-устройство, во всяком случае – в Америке. Слева – старая версия, справа – новая. Обе предназначены для работы с веревками от 7,7 до 11 мм. Старая версия весила 102 грамма, вес новой снижен до 88 грамм. Кроме того, в новой версии увеличен диаметр малого отверстия, что позволяет использовать для разблокирования практически любые карабины.
Демонстрация старой версии на ролике:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=7NrsNhmf3rQ[/youtube]

За несколько лет применения ATC Guide хорошо изучено и получило высокие оценки. Его можно считать почти идеальным универсальным страховочным устройством. Из недостатков (старой версии) отмечался сравнительно большой вес и малый диаметр отверстия для разблокировки. В новой версии эти недостатки устранены.

К устройству прилагается весьма краткая инструкция (общая для всех типов страховочных устройств фирмы), описывающая основные способы применения.

Российская фирма Венто недавно начала выпускать «лукошко» очень близкое по конструкции к ATC Guide – рис 26.

Рис. 26. Страховочное устройство «Лукошко» фирмы Венто

Вес устройства – 96 грамм, работает с веревками от 8 до 11 мм. По первым впечатлениям – вполне достойное устройство, весьма привлекательное низкой ценой (в 3 раза меньшей, чем АТС).

Petzl – семейство «Reverso»

Рис. 27. Развитие семейства реверсо.

Первая модель «реверсо-1», показанная на фото слева, в свое время получила большое распространение. Пожалуй, именно благодаря этой модели выпущенной столь авторитетной фирмой, способ «гид-страховки» стал популярен. Для работы с тонкими веревками производилось «Реверсино» – устройство точно такой же конструкции, но несколько меньших размеров. Степень торможения этих устройств оказалась невелика, особенно для тонких веревок, и во второй модернизированной серии Петцль попытался увеличить надежность страховки, применив зубчатые кулачки, по которым проходила веревка. На фото в центре показана модель реверсино-2 с такими кулачками. Тем не менее, торможение увеличилось не слишком радикально. Другим очень существенным конструктивным недостатком первых двух серий являлась малая толщина стенок корпуса, которые огибала веревка. Износ веревки и самого устройства при интенсивном использовании был весьма быстрым.

Рис. 28. Изношенное реверсо-1

(Российская компания «Вертикаль» выпустила копию «реверсо-1» – страховочно-спусковое устройство «Бабочка». Учитывая конструктивные недостатки оригинала, пример для подражания не очень удачный).

Вскоре после появления «ATC Guide», французы выпустили весьма похожее по конструкции Реверсо-3

Рис 29. Сравнительные размеры Реверсо-3 и АTC-Guide.

Основное преимущество «француженки» – большее, чем у АТС (старой модели) отверстие для разблокировки, что позволяет использовать для этой цели карабин в качестве рычага. Этот способ намного удобнее и оперативнее. Другим достоинством французского устройства является малый вес. Реверсо-3 на 10 грамм легче даже облегченной новой версии ATC. Некоторым преимуществом «Реверсо-3» является положение ушка для подвески к станции – устройство размещается в более удобном положении.
По отзывам, реверсо несколько плавнее, чем АТС работает на веревках толщиной около 10 мм. На более тонких веревках степень торможения у АТС оказывается чуть выше. Для нижней страховки и спуска по двойной веревке (естественно, с подстраховкой схватывающим) разница непринципиальна, но при одновременной страховке двух человек через реверсо в режиме автоблокировки, нельзя использовать веревки тоньше 8,5 мм! Более тонкие веревки могут использоваться только как сдвоенные для страховки одного человека.

Реверсо-3 по сравнению с АТС, имеет меньшие щели для веревки, поэтому заправка жестких, толстых или обледенелых веревок более затруднена.

Видео-презентация Reverso-3:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=93YDB1jj21s[/youtube]

Реверсо снабжено четкой и подробной инструкцией, (включая перевод на русский язык), что приятно отличает его от прочих рассмотренных здесь устройств.

Не успокаиваясь на достигнутом, фирма подготовила к выпуску новую облегченную версию «реверсо», которая должна появиться в продаже в следующем году. Благодаря дополнительным отверстиям и снижению толщины стенок, заявленный вес «реверсо-4» всего 59 грамм.

Рис. 30. Reverso-4, представленное на выставке OutDoor Show в июле 2011 года.

Mad Rock «Mad Loc»

Рис. 31

Конструкция «Mad Loc» весьма напоминает семейство реверсо-1. Главными отличиями являются наличие двух съемных осей и разомкнутое второе кольцо. Вставляя или удаляя одну из осей, устройство можно настроить на определенный диаметр используемой веревки. Наличие «рога» позволяет, накинув на него веревку, увеличить торможение на спуске. (Кроме того, получилась довольно удобная открывалка для бутылок J).
«Мэд лок» испытывался командой SuperTopo вместе с «Reverso 3» и «ATC Guide». По их впечатлениям, при верхней страховке в режиме гида, «Мэд лок» оказался намного комфортнее конкурентов благодаря малому усилию выбирания веревки, особенно толщиной чуть более 10 мм.

Неприятной особенностью при нижней страховке оказалось то, что «Мэд лок» часто цепляется рогами за карабин, из-за чего приходится очень внимательно следить за положением устройства.

Степень торможения у «Мэд лок» несколько меньше, чем у соперников на тех же веревках, поэтому увеличение торможения при спуске на тонкой веревке за счет использования «рога» оказывается весьма полезным. При этом, однако, устройство начинает подкручивать веревку.
Возможность настроить устройство на определенный диапазон веревок является большим достоинством, но оперативно сделать это на маршруте затруднительно, а сменную ось легко потерять.
Вывод: устройство привлекательно лишь низкой стоимостью и комфортной работой с веревками диаметром 10 и более мм.

Raveltik «Reflex»

Рис. 32

Страховочно-спусковое устройство «Рефлекс» чешской фирмы Raveltik по конструкции очень похоже на описанное выше «Мэд лок». Основные отличия: в «рефлексе» страховочные концы веревок проходят через ролики с относительно большими радиусами закругления, а не по стенке устройства; для регулировки под нужный диаметр веревки используется только одна переставляемая пара роликов; рог на корпусе устройства более короткий.
Отзывов о работе с устройством нет; судя по конструкции, спуск на «рефлексе» должен быть плавным, но степень торможения невелика. Чтобы несколько компенсировать этот недостаток, расстояние между роликами сделано небольшим, и из-за этого заправлять в устройство жесткие и толстые веревки затруднительно. Переставляемые ролики удерживаются от проворачивания только за счет трения, поэтому, стопорные винты необходимо затягивать очень тщательно.
Короткий рог снижает вероятность цепляния устройства за карабин, но при использовании рога на спуске, веревка может с него соскочить.
К недостаткам устройства можно отнести также затрудненное разблокирование под нагрузкой в режиме гид-страховки.

Trango «В52»

Рис. 33

Довольно популярное в Америке устройство, получившее много хороших отзывов. Среди «стаканов», В52 имеет самые длинные щели, что позволяет вполне комфортно работать с толстыми и жесткими веревками. Хотя в устройстве нет клиновидных канавок для увеличения торможения, благодаря удачной форме корпуса, страховка остается вполне надежной при использовании веревок диаметром более 8 мм.

Глава фирмы Транго – Малкольм Дали представляет свое детище на ролике:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=36Qei9gNLew[/youtube]

Хотя В52 не имеет специального уха для подвески к станции, использовать это устройство в режиме гида оказывается возможным благодаря большой длине щелей, в которых могут поместиться и петля веревки, и страховочный карабин. Страховка в режиме гида через В52 производится веревкой, размещаемой в той же щели, за которую устройство подвешено к станции – рис 34

Рис. 34. Страховка в режиме гида через «В52».

Для верхней одновременной страховки двух человек устройство придется подвешивать к станции двумя карабинами. В52 не имеет никаких приспособлений для разблокирования под нагрузкой, и эта операция требует подтягивания вверх блокировочного карабина. По признанию самого Дали, лично он режим гида на своем устройстве предпочитает не использовать, поскольку по его опыту, в случае срыва и зависания, разблокирование занимает не менее 15 минут.

Таким образом, это устройство предпочтительно использовать для нижней страховки и спуска с веревками средней и большой толщины. Возможности B52 в автоблокировочном режиме сильно ограничены.

Cassin «Piu»

Рис. 35.

Слева – старая модель, справа – новая версия.

Старая версия «Пью» была одним из первых «гид-стаканов» и не имела дополнительного отверстия для разблокирования под нагрузкой, что сильно затрудняло эту операцию. В режимах нижней страховки и спуска эта модель получила хорошие оценки. «Пью-1» имела довольно короткие щели (27мм), поэтому работа с толстыми и жесткими веревками была проблематичной.
Новая модель «Пью-2» несколько потяжелела и выросла в размерах за счет появления дополнительного отверстия для разблокирования и увеличения длины щелей. Впечатления о работе с устройством благоприятные, но сравнения с другими устройствами не проводилось.

Simond «Toucan»

Рис. 36.

Старая модель страховочного устройства «Тукан», показанная на фото слева, имела весьма оригинальную шарнирную конструкцию. Основными достоинствами являлись наличие пружины, отталкивающей карабин от корпуса устройства и использование встроенного рычага для разблокирования устройства под нагрузкой.
Благодаря пружине, выдача веревки в режиме нижней страховки была очень комфортной, без досадных заеданий. Для разблокирования под нагрузкой в режиме гида, в отличие от других устройств, надо было прилагать усилие, направленное вниз. Это позволяло более эффективно использовать вес страхующего, не перекидывая веревку через расположенный выше карабин, а просто наступая ногой в петлю, присоединенную к рычагу.
Недостатками старого устройства являлись довольно большой вес, и сложная конструкция, потенциально менее надежная и требующая грамотного использования.

Новая модель – Тукан-2 имеет монолитную конструкцию без подвижных частей. Двойная проушина позволяет использовать для разблокирования карабин в качестве рычага, вставив его «между ушей» устройства. При этом усилие разблокирования направляется вниз, как и в первой модели, что является большим достоинством устройства. Для подвески на станцию, желательно использовать симметричные овальные или грушевидные карабины, что несколько снижает универсальность использования.

Тукан-2 одно из страховочных устройств, получивших сертификат на соответствие новому стандарту УИАА-129. Новая модель выпущена недавно и впечатлений о работе с ней пока нет.

Демонстрация новой модели «тукана» на видео:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=6Ox8hkQdgDA[/youtube]

Grivel «Master Pro»

Рис. 37.

Известная в первую очередь, своим ледовым снаряжением итальянская фирма Гривель теперь взялась и за производство страховочных устройств, одно из которых – универсальное «Мастер про». «Рыбий хвост» позволяет накинуть на него веревку для увеличения трения, но этим свойством реально можно пользоваться лишь при спуске. При разблокировании петлей из стропы или репшнура ее не нужно продевать через маленькое отверстие как в старой версии ATC-Guide, что, конечно, является преимуществом. К сожалению, на официальном сайте ничего не говорится о рабочем диапазоне диаметров веревок. Устройство совершенно новое и впечатлений о работе с ним пока не появлялось.

Edelrid «Kilo Jul»

Рис. 38.

Гид-плата фирмы Edelrid по конструкции подобна Реверсо-3, но не имеет зубцов на клиновидных сторонах щелей, что несколько снижает степень торможения для тонких веревок. По впечатлениям, работа с устройством весьма комфортна и надежна, но степень торможения оказалась несколько меньше, чем у «Vader Alpine», с которым проводилось сравнение.

Mad Rock «Aviator»

Рис. 39.
Другое гид-устройство фирмы Mad Rock – «Авиатор», имеет более современную форму. Особенность – наличие съемной пружины, отталкивающей карабин от корпуса, что облегчает выдачу веревки в режиме нижней страховки. «Рог» на большом ухе позволяет увеличить степень торможения или зафиксировать веревку на спуске. Впечатлений о реальном использовании, к сожалению, нет.

Singing Rock «Shuttle»Рис. 40.
«Шаттл» имеет очень низкий вес и малые габариты для устройств этого класса. Большое отверстие для разблокирования позволяет использовать для этого многие модели карабинов. Устройство пока не получило широкого распространения и отзывов о работе с ним нет. По-видимому, из-за малого веса можно ожидать сильного нагрева устройства при спусках. Варианты использования шаттла демонстрируются на видео:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=AghmyTTV3Xk[/youtube]

ANLO mountain «Five»

Рис. 41
Весьма массивное устройство с оригинальной формой проушины для подвески на станцию (проушина развернута на 45 градусов). В режиме спуска или нижей страховки можно оперативно зафиксировать веревку, накинув страховочный конец на проушину. Полной фиксации при этом не происходит, так что держать страховочный конец рукой необходимо. Для разблокирования в режиме верхней страховки используется небольшой крючок, который необходимо зацепить петлей. Щели под веревку короткие, поэтому устройство вряд ли будет хорошо работать с толстыми или обледенелыми веревками. По впечатлениям в гид-режиме усилие выбирания веревки весьма велико (опять-таки благодаря коротким щелям).

Kong «Ghost»

Рис. 42
«Хост» – одно из самых легких устройств этого класса. Из-за отсутствия дополнительного отверстия, разблокирование устройства под нагрузкой может оказаться проблематичным. Благодаря малому радиусу изгиба веревки на выходе из устройства, степень торможения достаточно высока, но спуск по веревкам средней и большой толщины оказывается несколько неравномерным. Малый вес приводит к довольно сильному нагреву устройства при длинных и быстрых спусках.

Mammut «Vader Alpine»

Рис. 43.
Гид- версия страховочного устройства «Фэйдер» – одна из самых легких в своем классе. По отзыву, имеет очень сильную степень торможения из-за малого радиуса перегиба веревки в зоне ее выхода из устройства. Это увеличивает надежность страховки тонкими веревками, но ухудшает плавность выдачи веревки при спуске. Кроме того, острые кромки устройства увеличивают износ веревок. По заключению тестировавших, фэйдер хорошо подходит для работы с тонкими веревками и для страховки тяжелых напарников.

Группа плоских пластин.

Kong «Gi-gi», Camp «Ovo»

Рис. 44.
Практически идентичные конструктивно устройства. «Ово» весит всего 58 грамм, являясь самой легкой гайд-платой. Джи-джи тяжелее лишь на 10 грамм. «Ово» производится сравнительно недавно и не очень распространено. Джи-джи – ветеран, выпускающийся второй десяток лет, его особенности хорошо известны и описаны.

Благодаря длинным щелям, в устройства можно легко заправлять толстые и жесткие веревки диаметром до 12 мм. В режиме автоблокировки джи-джи имеет весьма малое усилие выбирания веревки, минимально утомляя руки страхующего. Увы, в режиме нижней страховки и спуска низкая степень торможения оборачивается недостатком. Строго говоря, джи-джи вообще не предназначен для нижней страховки, однако инструкция допускает возможность такого использования «опытными людьми после достаточной тренировки». Для увеличения торможения при этом Kong рекомендует использовать дополнительный карабин – рис 45. Обратите внимание на оригинальный способ крепления устройства к беседке в этом режиме, предлагаемый в инструкции к джи-джи.

Рис. 45 нижняя страховка через джи-джи с дополнительным карабином.

Надо заметить, что при таком использовании выбирать и выдавать веревку через устройство чрезвычайно тяжело и пожалуй, невозможно на практике.

Интересно, что инструкция Camp допускает нижнюю страховку через «Ово» как через обычную шайбу Штихта, без каких либо дополнительных оговорок – рис. 46.

Рис. 46 нижняя страховка через «Ово»

В режиме автоблокировки при страховке единственной веревкой, для предотвращения перекручивания веревки в щели устройства с последующей разблокировкой рекомендуются специфические способы установки блокировочного карабина – рис. 47.

Рис 47. Установка блокировочного карабина при верхней страховке одной веревкой.

В режиме спуска из-за незначительной степени торможения, использование одного карабина (как показано на рис. 48 слева) может оказаться недостаточно. Вариант, показанный на рис 48 в центре, лишь незначительно увеличивает степень торможения. Более радикально можно увеличить торможение при использовании двух карабинов параллельно, как показано на рис. 48 справа.

Рис. 48. Регулировка торможения для тонких пластин при спуске по веревке.

Конструкция джи-джи и ово позволяет присоединять к ним последовательно другое страховочное устройство по принципу двойному карабинного тормоза – рис. 49, что может оказаться полезным при спуске тяжелых грузов – например, на спасработах.

Рис. 49. Последовательное соединение спусковых устройств для спуска тяжелых грузов.

Резюме: достоинства этих устройств – малый вес, компактность, низкая цена, малое усилие выбирания веревки в режиме автоблокировки, возможность работы с толстыми, жесткими и обледеневшими веревками.
Недостатки – невысокая степень торможения. Несмотря на предельную простоту конструкции, требуют тщательного освоения из-за специфических тонкостей применения.

Climbing technology «Groove»

Рис. 50.
Устройство «грув» похоже по конструкции на «джи-джи» и «ово», отличие – наличие дополнительных пазов для увеличения торможения в режиме спуска. По сравнению с собратьями, описанными выше, «Грув» тяжелее и более громоздок. Подробной информации и инструкции по работе с устройством на официальном сайте не приводится. Отзывов о практическом использовании также нет.

Salewa «Guide»

Рис. 51.

Гибрид восьмерки с шайбой Штихта «мичуринцев» из фирмы Salewa. Показанная на фото слева, старая модель имела крупный конструктивный дефект – щели для веревок не полностью разделялись перемычкой. В новой версии «Guide Evo» (на фото – справа) этот недостаток устранен.

Устройство оригинальное, но по современным меркам, довольно старомодное. В режиме гид-страховки, из-за больших габаритов устройства, сокращается длина «рабочего хода» при выбирании веревки. При нижней страховке и спуске опять-таки мешается неиспользуемая часть устройства, поскольку при выдаче веревки через шайбу, можно легко прищемить пальцы. Торможение тонких веревок в шайбе Штихта незначительно. Подробная документация по работе с устройством отсутствует.

Lucky «Globus»

Рис. 52.
Довольно старинное устройство из семейства тонких плат с удлиненными щелями. Отличия – развернутое на 90 градусов ухо для подвески к станции и клиновидные концы щелей для веревки. «Глобус» – составное устройство из двух пластин, скрепленных болтами. Одна часть с ушком сделана из нержавеющей стали толщиной 3мм, другая – из алюминия 5,5 мм. Алюминиевая пластина служит теплоотводом для предотвращения перегрева при спусках. Клиновидные щели увеличивают степень торможения при страховке и спуске, но выдача веревок, особенно толстых, в этих режимах неравномерна и плавный спуск затруднителен. «Глобус» не приспособлен для разблокирования под нагрузкой, что также является существенным недостатком. Инструкции по работе с устройством не прилагаются.

Группа полуавтоматов.

К этой немногочисленной группе можно отнести устройства, использующие принцип автоблокировки не только для верхней страховки, но и для спуска по веревке и/или нижней страховки.

TRE «Sirius»

Рис. 53
Устройство разработано немецкой фирмой TRE около 10 лет назад, но не получило широкого распространения и снято с производства, хотя судя по отзывам, многим пользователям оно нравилось. Долгие годы «Сириус» оставался единственным автоблокирующимся страховочно-спусковым устройством для двойной веревки (для спуска по веревке необходимо постоянно нажимать на рукоятку устройства, при ее отпускании спуск автоматически прекращается). «Убийцей прусика» впрочем, это устройство не стало поскольку, как и подавляющее большинство полуавтоматов, оно подвержено паническому рефлексу.

В режиме нижней страховки «сириус» используется только с закреплением на беседке.

Рис. 54. Нижняя страховка через «Sirius»

Среди недостатков «сириуса» отмечались:
-затрудненная работа с толстыми веревками (более 10 мм) и нестабильное блокирование очень тонких,
-затрудненная работа с мокрыми и замерзшими веревками,
-быстрый износ устройства, приводящий к постепенному снижению степени торможения,
-относительно большой вес, габариты и стоимость,
-сложность освоения устройства, множество вариантов неправильного использования.

Mammut «Smart Alpine»

Рис. 55.

После успеха с полуавтоматом «Смарт» для одинарной веревки, фирма Mammut выпустила новые версии, позволяющие работать и с двойной веревкой. К сожалению, сделать единое универсальное устройство, позволяющее надежно работать с широким диапазоном веревок не получилось, и «Smart Alpine» выпускается в двух исполнениях – для тонких и для
«нормальных» веревок.
На сайте приводится весьма подробная инструкция (на английском языке), разъясняющая тонкости работы с этим устройством.

Демонстрация устройства:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=7hs6XrsXfjw[/youtube]

По результатам испытаний, устройство имеет хорошее тормозное действие, надежно блокируя веревку при срывах. К недостаткам можно отнести довольно утомительную работу с двойной веревкой при нижней страховке и высокий вес устройств. Для верхней страховки в гид-режиме требуется переустанавливать блокирующий карабин.

Рис. 56. Опасные положения блокировочного карабина в режиме верхней страховки.
Существует потенциальная угроза отказа блокировки «смарта» из-за неправильных положений блокировочного карабина, показанных на рис. 56. Хотя, по утверждению фирмы, при рывках карабин в этих случаях благополучно встает в нормальное положение, опасных положений карабина лучше все же избегать.
В режиме спуска надежность автоблокирования (при отпускании рукоятки) зависит от формы карабина и изменяется по мере спуска, так как зависит от веса свободного конца веревки. Поэтому, использование прусика или дополнительной страховки остается необходимым.

Climbing Technology «Alpine Up»

Рис. 57.
Еще одна интересная новинка – версия для двойной веревки полуавтомата «Click-Up», разработанная итальянской фирмой Climbing Technology. Уникальная особенность – возможность полного «отключения» полуавтоматического режима при нижней страховке. При этом карабин вставляется в дополнительное треугольное отверстие корпуса и при рывке не зажимает намертво веревку. Устройство работает в таком режиме как обычный «стакан», но из-за большого расстояния между карабином и местами перегиба веревки через корпус устройства, сила торможения, по-видимому, незначительна.
В режиме гид-страховки «Alpine Up» подвешивается к станции за круглое отверстие корпуса. Разблокирование под нагрузкой производится с помощью дополнительной петли или шнура.

Демонстрация устройства – на видео:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=r_HjAFtgQME[/youtube]

«Alpine Up» обещают пустить в продажу с февраля 2012 года, так что независимых отзывов о нем пока не появилось.

Таблица параметров рассмотренных устройств (в алфавитном порядке):

 

 

 

 

Примечания:
1 – В числителе – диаметр одинарной или двойной веревки, в знаменателе – сдвоенной.
2 – Цены ориентировочные.
3 – Размеры щелей (длина х ширина) по данным Гари Сторрика.

04.02. Статьи

Источник

Твитнуть

Добавить комментарий

*