Новые Правила по ТПМ

Наверное, для всех людей, занимающихся спортивным туризмом, это не новость, что с 2017 года должны вступить в действие новая Единая спортивная классификация, включающая новые разрядные требования по ТПМ, а так же новые Правила проведения соревнований по ТПМ.

Разработка и внедрение новых нормативных документов – процесс нешуточный. От него зависят не только технические и финансовые возможности, но и еще и стратегические вопросы развития вида спорта. Поэтому халатности и попустительства он не приемлет.

Традиционно, новые разрядные требования по всем видам спорта (ЕСК) в печатном виде появляются в марте. Их издательство курирует Министерство спорта и туризма.

Что касаемо Правил, то ими занимаются федерации по видам спорта. Обычно проекты Правил готовятся заранее в соответствии с Международными правилами (если есть международные федерации). Апробируются, редактируются, утверждаются и согласовываются до окончания срока действия старых Правил. Но это в федерациях.

А что с ТПМ?

Уже почти февраль, а официальные источники (ОО “РТСС”)  достоверную информацию о состоянии процесса согласования и утверждения документов не афишируют. И пока не понятно:

Утверждены и согласованы ли Новые Правила?

Но, это не означает, что соревнования по ТПМ не проводятся и этот вопрос может висеть в воздухе до окончания «туристских походов».

Наших тренеров, судей, спортсменов организаторов мероприятий уже давно волнует вопрос, т.к. уже с начала 2017 года календари каждого региона насыщены спортивно-массовыми мероприятиями по ТПМ.

Что бы помочь  людям, занимающимся спортивным туризмом устранить “непонятные” моменты, связанные с переходом с одних Правил на другие, мы решили проделать небольшую полезную работу, которая будет полезна многим.

Мы обратились и одному из ведущих спортсменов, тренеру, организатору интересных соревнований и соавтору нового проекта Правил по ТПМ, мастеру спорта по ТПМ, судье по спорту 1 категории – Ерманку  Вадиму из г. Бобруйск с вопросом:

А чем же отличаются новые Правила по ТПМ от старых?

Вот некоторые моменты, которые нам пояснил Вадим:

  1. Зажимы открытого типа (жумар и т.п.) не нужно блокировать
  2. Допускаются рукавицы и перчатки без сертификата (любые), если они полностью закрывают кисти рук
  3. Для каски не требуется каскоулавливатель
  4. Не является обязательным наличие аптечки
  5. Нельзя использовать Гри-Гри в аварийной системе без подстраховки, также нельзя отпускать регулирующую руку при работе с Гри-Гри
  6. Узел «двойной проводник» можно использовать для разделения двух веревок
  7. Узлы для присоединения веревки к субъекту (объекту) допускается при необходимости вязать сразу двумя веревками. В данном варианте судья должен проконтролировать не перекрученность прядей, а правильность схемы завязывания узла
  8. Для «сухих» препятствий отсутствует порядок пристежки – отстежки к перилам, для препятствий «через воду» – остался прежним
  9. Командная страховка:

- добавлена пометка на то, что страхующий должен быть развернут лицом к страхуемому

- ПОЛНОСТЬЮ убрана страховка «через угол»

провис ВКС на наклонных переправах – не ниже ступней переправляющегося участника

сквозная страховка возможна, если страхующий «не висит», видит все этапы, и не встречаются вертикальные этапы (ЛИБО на всех вертикальных этапах есть ВСС).

10. Сопровождение:

- можно подключать в ус, скользящий по перилам

не нужно держать в руках веревку, но нужно, чтобы в РЗ, где закреплен конец сопровождающей веревки, находился сопровождающий

11. Организация перил:

- Перила, не натянутые полиспастом, допускается крепить на узел Гарда, зажимы и др. устройства, при этом перила должны быть дополнительно закреплены узлом “карабинная удавка”, либо подключены к ТО карабином; в любом из этих случаев длина верёвки от устройства до карабина, которым закреплены перила, должна быть не более 1 м.

- При организации перил на этапах переправ в случае касания участником рельефа, поверхности воды или движении по рельефу, воде в ОЗ этапа, участник обязан вернуться на ИС этапа, при необходимости произвести дополнительное натяжение перил и повторить прохождение этапа. При этом никаким штрафом участник не наказывается. Обратное движение осуществляется по Условиям этапа.

- на свободном конце транспортных перил на спусках, подъемах, на этапах личной техники можно вязать только узлы–проводники (узел “Стремя” таковым не является).

12. На этапах водных препятствий запрещено переносить веревки в бухтах.

13. На подъеме, при организации нижней командной страховки из БРЗ этапа, страховка осуществляется с момента подключения страховочной верёвки в карабин на первой ПТС.

14. Движение по навесной:

- на наклонных переправах обязательно применение ВКС, а не сопровождения (понятие КРУТОНАКЛОННЫЕ ПЕРИЛА было убрано, теперь есть горизонтальные, наклонные, вертикальные).

нет обязательного требования наличия зажима на наклонных переправах вверх при движении первого или на личной дистанции

- если условия не запрещают, допускается по навесной двигаться без уса, только на одном беседочном устройстве, которое должно проходить через блокировочную веревку ИСС.

15. Спуск (вертикальный и средней крутизны объединены в один пункт):

- Одновременное движение нескольких участников допускается только параллельно друг к другу, находясь на одной горизонтали.

для вертикального спуска: при спуске по сдвоенной веревке или при наличии кроме перильной сдергивающей веревки обе веревки должны быть заправлены в ФСУ.

16. Подъем (вертикальный и средней крутизны объединены в один пункт):

- Одновременное движение нескольких участников допускается только параллельно друг к другу, находясь на одной горизонтали.

17. Маятник: Если участник регулирует своё положение на перилах (динамический маятник), то он крепится к перилам ФСУ, при этом допускается браться рукой выше схватывающего узла (при его применении)

18. Параллельные перила: верхние перила можно тянуть одинарные (при отсутствии полиспаста), если Условиями не оговорено иное.

Спасибо, Вадим, от благодарных посетителей нашего сайта.

Эта информация очень поможет ребятам, занимающимся ТПМ.

Друзья, будем благодарны, если в комментариях опубликуете результаты своих “исследований”, которые, возможно, дополнят “научный труд” Вадима.

 

28.01. Возьмемся за руки, Статьи, ТПМ

Автор: Модель Виталий

Твитнуть

Комментарии (всего 5)

  1. Адамыч

    Не являясь одним из ведущих спортсменов, тренером и организатором интересных соревнований (на взгляд турстолицы), не мастер спорта по ТПМ, но судья по спорту 1 категории хотел бы процитироать пукт Правил
    Нет там никаких ссылок на применение любых перчаток и руковиц!!!
    2.7. Рукавицы и перчатки
    2.7.1. Рукавицы или перчатки, должны быть изготовлены из плотного материала, не иметь повреждений рабочей поверхности.
    Рукавицы или перчатки, имеющие соответствующий сертификат (ГОСТ ЕН-388 (EN-388, EN-420), стойкость к истиранию 3-ей и выше степени, защита от разрыва 3-ей и выше степени) могут не полностью закрывать кисти рук, остальные – должны закрывать. Данным стандартам соответствуют кожаные и кивларовые перчатки фирм Petzl Cong и др.
    Как будет трактоваться этот пуннкт – большой вопрос!

  2. Вадим Ерманок

    Адамыч, я не понимаю, почему вы думаете, что ТУРСТОЛИЦА вас так сильно не уважает)) Или вы просто слишком скромный)) Я думаю, никто не поспорит с тем, что на данный момент никто не сможет похвастаться таким количеством подготовленных мастеров спорта, как вы)))
    Ну да ладно, давайте по делу: во время последнего (и, собственно, единственного) собрания рабочей группы по корректировке правил,именно ТАКАЯ ТРАКТОВКА, которую я привел Моделю Виталию, залаживалась в смысл данного пункта. То, что пункт получился не очень корректно написан – с этим не поспоришь. Я несколько раз говорил об этом председателю горно-пешеходной (теперь уже пешеходной) комиссии, но по какой-то причине он не стал ничего менять.Имеется ввиду следующее: если перчатки являются изделиями фирм Petzl, Cong и т.п., то они могут не полностью закрывать кисти рук (открытые пальцы) СОГЛАСНО ПАСПОРТУ ИЗДЕЛИЯ (то есть никто не разрешает на таких рукавицах самовольно обрезать пальцы, если изготовителем на момент покупки они были сделаны закрытыми). А вот если перчатки не являются сертефицированными для работы с веревкой, то в них МОЖНО работать, но нельзя обрезать пальцы и т.п. Об этом говорит фраза “остальные – должны закрывать”.
    Так что да, если кто-то любит “пожещще”, любит поругаться и любит быть высмеянным, то, возможно, такой человек будет трактовать этот пункт по-другому

  3. Федор

    Наконец-то, как говорится, хоть полубоком ТПМ стал к прогрессу…

    гордится тем, что “..верхние перила можно тянуть одинарные…” – это круть..

    или разрешить пристегивать карабин сопровождения к карабину самостраховки…

    или порядок пристегивания к перилам переправ сделать, как было 20 лет назад…

    и тп

    тем не менее, количество малопонятных условностей при работе на технических этапах все еще остается значительным, что с одной стороны, оставляет достаточно большой простор для самодурства организаторов, а с другой – сильно затрудняет возможность мотивации воспитанников – я сам не знаю – почему так можно – а этак нет . Иногда даже во всем мире можно, а белорусам низзя…

    Вот еще любопытно, как собираются решать проблему обсасывания дистанций, чего нет у смежников – скалолазов и ориентировщиков..

    Или так легче мастеров выполнять?

  • Administrator

    Узнаю знакомые ноты в голосе)

  • Федор

    На самом деле – сейчас ТПМ стал более прикладным, чем был последние 5-7 лет….респект и уважуха всем, кто участвовал в разработке..но условностей все равно неимоверное количество..
    кмк – это не придает популярности виду, нет популярности – адептов становится меньше, хотя конкретно спортивный туризм это достаточно уникальное мощное средство всестороннего развития личности, как бы патетически это не звучало и мало есть видов деятельности (и спорта в частности), которые бы так комплексно решали подобные задачи…
    Вот выше упомянуты перчатки)) по моему скромному мнению – это дело спортсмена – пользоваться перчатками или нет, лично я все походы ходил в перчатках, потому что часто страдали кисти, особенно на снежно-ледовых склонах, при этом мои товарищи обходились вовсе без рукавиц и перчаток…в том числе и на спуске с ФСУ…
    Или порядок пристегивания к перилам – как я всегда говорил)) – а чем транспортный карабин отличается от карабина самостраховки – они одинаковые…
    Но, тем не менее, все равно дифференцировали водные и сухие препятствия… А смысл? Чтобы были тонкости, доступные пониманию только нескольких человек в стране (или даже в мире, что, возможно, льстит самолюбию, но плохо для дела)?
    Почему при переправе через водную преграду требования к первому участнику радикально отличаются от требований к последующим? При том, что ширина реки и скорость течения остаются без изменений…но, например, у первого веревка сопровождения должна быть без узла, а у всех последующих не только с узлом, но и закреплена на опоре?
    При этом на личной технике при переправе маятниковым способом страховочная веревка закреплена на опоре, а формально – это первый (пусть и единственный) участник группы…
    Эти пресловутые узлы… откуда вообще у равниннореких белорусов родилась эта идея – отсутствие узлов при переправе вброд?
    А уж тем более у тмпщиков с их строго отмаркированными коридорами бродов поперек рек?…
    В практике – всегда на всех веревках вязали проводник и сейчас вяжут…А лично у меня более 150 переправ через реки со скоростью течения от 2 до 5 мс… от Поньгомы до Большого Зеленчука или Баксана в верхнем течении..
    Кстати, в Руководстве Теплоухова В.В., с которого и содрали Руководство белорусы – узлы присутствуют))))
    «…2.1.3 Свободные концы веревок не закреплены, оканчиваются узлами(проводниками)….»
    Теплоухов В.В.,Свердловск, 1990 г.

    http://lib.ru/ALPINISM/rukowod.txt

    А регламентирование положения рук относительно схватывающего на подъеме? У нас же есть система штрафов….если я упал, то получаю соответствующий штраф, а если я устойчиво стою на склоне, то почему ограничивают мои физические кондиции условностями типа «загрузить без динамического рывка», «закольцевать» и тп.
    Ранее этап назывался «подъем-спуск».

    Потому что если человек находится на склоне с веревкой в руках и не движется при этом, мы не можем сказать – он поднимается или спускается , более того, он может продолжить движение как в одну, так и в другую сторону вдоль перил, поэтому и самостраховка в этом случае была одинаковой (схватывающий узел).
    Потом, кто-то решил, что так не правильно, наверное прочитали про «панический рефлекс», и тут же это новшество в Руководство…. При этом на спуске, где движение интенсивнее в разы, выше схватывающего держаться разрешили, а ограничили только подъем, при этом сделали исключение для подъема по вертикальным перилам при прохождении перегиба…ну не бред ли – там, где это действительно опасно – можно, а на более безопасном склоне, где участник идет ножками – нельзя…
    И так далее..
    По нормальному – Правила надо подчистить страниц на 30 из 100..
    Кмк, не нужно пытаться все частные случаи ввести в ранг правил, это не будет работать – и жизнь это доказывает – хотя и не сразу…
    Свести к минимуму судейский беспредел, сделать равные условия для всех участников – это сверхважно и возможно на самом деле, более того отрадно видеть, что какие-то подвижки в этом направлении уже происходят…
    Туризм объединять все-таки должен людей, тогда и народ подтянется, и в рейтинге спортсменов ТПМ города Минска (с почти двухмиллионным населением), будет поболее 30 человек …

  • Добавить комментарий для Адамыч Отменить ответ

    *