Когда стало известно, что погибшие под Геленджиком белоруски были последовательницами движения “Анастасия”, TUT.BY решил разобраться, что собой представляет это движение, почему его, как выяснилось, контролирует КГБ и могло ли оно повлиять на гибель девушек. Напомним, сейчас Следственный комитет расследует это дело и основная версия гибели – несчастный случай.
“У многих анастасиевцев складывается впечатление, что можно легко жить в тайге. И поэтому они туда уезжают”
Популярность движение, в том числе в Беларуси, получило еще в 1996 году, когда обычный российский предприниматель Владимир Мегре написал серию книг “Звенящие кедры России” – о молодой, здоровой, необыкновенно красивой и умной женщине, родившей ребенка в лесу и оставшейся там жить в одиночку. Без жилища, одежды, запасов продуктов. Анастасии служит вся сибирская природа: звери, птицы, растения. Она обладает рядом необычайных свойств: видит прошлое и будущее, может исцелять людей, имеет уникальную память, говорит на всех языках мира, может общаться с помощью телепатии и самостоятельно телепортироваться. Все, о чем Анастасия мечтает, всегда сбывается. Анастасиевцы – поклонники этой героини, верящие в реальность ее жизни, убеждают друг друга, что и все остальные люди могут жить так же, как Анастасия.
“Для этого им нужно просто выбрать путь самосовершенствования и делать все то, что рекомендует Мегре. Главная рекомендация – уезжать из города и создавать в чистом поле родовое поместье – рай на земле”, – рассказала TUT.BY руководитель “Центра человека” Наталья Зайцева. Сегодня родовые поместья есть под Гомелем и Витебском. По словам эксперта, на практике жизнь последователей “Анастасии” заключается в том, что люди, прочитав книгу, действительно отказываются от технологий, уезжают подальше от города и начинают строить друг другу дома, праздновать славянские праздники (Ярилу, Купалье и т.д.), возделывать землю, питаться лесными продуктами.
 |
Фото со страницы Миры Шумигай “ВКонтакте”
|
28-летний Александр П., программист по образованию, всю жизнь прожил в Минске. После прочтения книг Мегре также решил стать анастасиевцем. Правда, если поначалу он слепо верил в идею книги, то сегодня уже критически относится к ней.
“Я был в движении 4 года. Жил в родовых поместьях и в Беларуси, и в России, и в Украине. Жизнь начинается с общего домика, как правило, пока каждый строит себе дом или пока люди помогают тебе строить дом, - начинает Александр свой рассказ. – Но у многих последователей складывается впечатление, что можно легко жить в тайге, как Анастасия, что нам, как и ей, на природе будет не холодно, что нас, как и ее, комары не кусают, что мы также сможем легко общаться с животными. Люди уезжают из города и считают, что жить можно одной природой: газ-свет не нужен, будем дружить с пчелками, может, медведь к нам придет на участок, меда принесет. А пару раз перемерзнешь в поле, начинаешь понимать, что отказаться от цивилизации – не так уж просто. Но эти мечты и идеи, когда разбиваются, вызывают сильное разочарование”.
По словам Александра, долго в поселениях он не задерживался – кочевал из одного в другое. В одном поселении он провел максимум две недели. “Отказ от цивилизации”, рассказывает он, накладывает отпечаток и на образ жизни: многие последователи вынуждены бросать работу и искать ее на месте. Там, где жил Александр, мужчины, как правило, трудились на каких-то стройках, где можно было заработать. А задача женщин – смотреть за детьми, содержать хозяйство. “Только не все понимали, что хозяйство нужно уметь содержать, а не ждать, что от одного брошенного семечка взойдет пшеница”.
“Благодаря анастасиевцам люди перестали сидеть в компах”
Периодически анастасиевцы ездят в село Возрождение под Геленджиком – заряжаться от святых дольменов. Мира Шумигай – учитель пения в небольшой деревне возле Несвижа – рассказала TUT.BY, что периодически жила там на протяжении шести лет. Погибших белорусок Мира не знала, но говорит, произойти там может все, что угодно.
 |
Мира Шумигай
|
 |
Дольмены. Фото со страницы Миры Шумигай “ВКонтакте”
|
“Там всех религий люди собираются, каждый, кто хоть немного тянется к духовному: и виссарионовцы, и кришнаиты, и православные, и мусульмане, и из Сибири шаманы. Люди там доверяют друг другу, природе, пространству, поют песни. Например, палатки бросили, пошли хороводы водить, а в это время пошли воры по палаткам. Когда такое скопление доверчивых людей, преступность выходит на высокий уровень. Тем более что милиция там почти не появляется. Был случай, когда люди жгли костер, а в это время в палатке местные насиловали девушку. И никто не слышал”. В минувшем марте, говорит Мира, в тех местах был сильнейший ураган, все завалило снегом: люди часами откапывали друг друга. Поэтому нельзя исключать несчастный случай, говорит женщина. Напомним, 2 мая двух белорусок нашли мертвыми в палатке в лесу под Геленджиком – в полутора километрах от села Возрождение. Следов насильственной смерти не обнаружили.
Читать полностью: http://news.tut.by/society/347769.html
Сыграть злую роль могло и чрезмерное доверие природе, которое, если следовать всем заветам “Анастасии”, порождает не иначе как беспечность, считает Наталья Зайцева. Еще один пример беспечного поведения приводит и сама Мира. “Была история, когда девушка и парень пошли на дольмены заряжаться, ребеночка положили на землю. Пока они заряжались, подбежала лиса и начала этому ребенку живот грызть. Пока пришли, она уже ему живот растребушила. Завезли в Геленджик, прооперировали, спасли. Сейчас мальчику уже лет 8″.
Правда, утверждает женщина, такие несчастные случаи могут произойти где угодно: на дискотеке, в городе, в гостях и т.д.
“Я не вижу ничего плохого в самом движении, – начинает рассказывать Мира о том, как стала последовательницей “Анастасии”. -
Еще не прочитав книг про Анастасию, я бросила город и с пятью детьми уехала в деревню жить. Построила там дом, квартиру продала. Потом прочитала книгу и увидела, что таких, как я, хватает”. На вопрос, почему бежала из города, женщина отвечает так:
“Чтобы дети молоко попили и босиком по земле могли побегать”. А “если кто-то из анастасиевцев женится, мы едем и строим друг другу дома, потому что сейчас дорого родителям дом построить. Везем на свадьбу и саженцы деревьев, чтобы у молодой семьи были и дом, и сад, и животные: все, как раньше славяне жили”.
Благодаря анастасиевскому движению, считает Мира,
“люди перестали сидеть в компах, а начали работать на таких работах, которые что-то производят: шить, ткать и т.д. Кто-то из наших лапти плетет на продажу, сейчас мы занимаемся возрождением белорусских костюмов, шьем льняные рубашки. Анастасия говорила, что дом, где больше 60% сделано своими руками, хранит энергию хозяина. Что тут может быть плохого? Если кто-то прочитал книгу и у него крыша съехала, значит, у него крыша и до этого была съехавшая“.
Эксперт: У высшего звена всегда есть очень конкретная цель. Это может быть власть или просто деньги
Как рассказывает эксперт Наталья Зайцева, последователей движения “Анастасия” в Беларуси сейчас тысячи: особенно много их стало в последние два года. Она обращает внимание на то, что анастасиевцы “действительно очень добрые, но их воля очень слаба, их легко сбить в стадо и убедить в какой-то идее”. А вот для каких целей и почему именно сейчас, эксперт сказать не берется.
Профессиональный гипнотизер Олег Гребенюк, которому доводилось работать с жертвами анастасиевцев, рассказал TUT.BY, что их намерения действительно не стоит недооценивать. Под жертвами гипнотизер имеет в виду тех, кто уже не представляет, как строить жизнь без анастасиевцев. “Поместье – хорошо, чистые продукты – хорошо, дети по траве бегают – хорошо, но это все пропагандируется в том ключе, что вы можете получить это счастье только с нами. Какие проблемы: возьми и купи себе дом в деревне, живи, выращивай помидоры, огурцы. Но смысл анастасиевцев в том, чтобы создать изолированную от общества коммуну. Такую группу людей легко превратить в любую адептовую силу“.
Что интересно, за последние два года в Беларуси “просто разрастаются секты славянских направлений”: “Две латвийские к нам пришли, анастасиевцы разрослись, – добавляет Зайцева. - Находить последователей сегодня просто – через соцсети. Но надо понимать, что в любом подобном движении (как и просто в секте) существует низшее-среднее звено (массовка) и высшее. Если первые могут быть простыми фанатиками, людьми, которые реально верят в идею спасения мира и общества, то высшее звено всегда адекватно, у него всегда есть очень конкретная цель. Это может быть власть или просто деньги. Что, плохо, когда тебе начинают бесплатно строить дома, прикрываясь понятием “родовое поместье в славянских традициях”?
Как рассказывает белорусский сектовед Владимир Мартинович, движение “Анастасия” сегодня можно назвать самой крупной сектантской общностью, возникшей после распада Советского Союза. Насколько сильны притязания автора книг про Анастасию – неясно, однако после того как книга получила первую волну популярности, он (в 1999 году) выступил с инициативой по созданию политической партии и изменению существующего законодательства. Предполагалось законодательно обеспечить выделение в пожизненное пользование всем желающим гектара земли под строительство родового поместья. Мегре предлагает всем своим последователям конкретную программу действий: а) начать повсеместную регистрацию клубов читателей “Анастасии” и выбрать руководителя, который бы получал зарплату за дальнейшее лоббирование интересов организации; б) обратиться в государственные органы с просьбой о выделении земельного участка не менее 150 га и т.д. (сегодня в Беларуси проблем с выделением участков в сельсоветах практически не возникает. - TUT.BY).
Уже в июле 2006 года Мегре выступает с открытым обращением ко всем своим последователям с призывом всячески поддержать правящую партию РФ “Единая Россия”, прийти в ее отделения, выразить свою солидарность и принять участие в реализации национальных проектов, продвигаемых ею. По его словам, “именно эта партия взяла курс на воплощение того, “о чем мечтали” последователи Анастасии”, – говорит сектовед Владимир Мартинович. При этом, отмечает он, неизвестно, является ли это обращение результатом искреннего осознания Мегре родственности идей движения Анастасии с идеологией “Единой России”, давления на Мегре со стороны российских спецслужб или чего-то еще. Кстати, сегодня в России основная статья, по которой обвиняются анастасиевцы, – это экстремизм, говорит Наталья Зайцева.
Что касается Беларуси, то и у нас анастасиевцами также плотно занимается КГБ. Год назад, например, в Гомеле закрыли клуб “Анастасия”. “Года два назад были массовые проверки после выборов. Это случилось из-за того, что во время выборов некоторые анастасиевцы поддерживали оппозицию, - рассказал TUT.BY последователь “Анастасии” Александр П. - Тогда проверки шли одна за одной. Но с тех пор нас не трогают. Думаю, они показали, что на самом деле анастасиевцы не опасны. Другой вопрос, что последователи, видя, что не все идеи можно воплотить, впадают в сильную депрессию. Как я сейчас буду жить – до сих пор не решил”.
Читать полностью: http://news.tut.by/society/348165.html