Автотуризм: День Победы – 9 мая

Все началось с того, что починили нашего «Джипу». Это так дети называют ВАЗ 2121 Нива.

Покатавшись по окрестностям дач, проверив работоспособность машины, решили заняться «настоящим» автотуризмом.

Цели путешествия для меня и детей – посещение знакового места истории нашей страны – мемориального комплекса «Хатынь». И еще, для меня – испытание реечного домкрата в «реальных условиях», когда «джипа» застрянет в грязи.

День для путешествия выбирать не пришлось. Однозначно 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

Маршрут в голове нарисовался очень быстро: дача – д. Сутоки – д. Мостище – д. Олешники – м/к «Хатынь» -д.Олешники – оз.Маковза – дача. Протяженность маршрута – 28 км в одну сторону и 30 км обратно. Всего – 58 км за полдня (так планировали).

Начало.

В некоторых местах мы уже были. Поэтому карту смотрели, исходя из должностных обязанностей в группе: Я – водитель. Карту не смотрю, т.к. указания с задних седений: «Папа, смотри на дорогу, а то врежемся!» заставляют  пристально наблюдать за дорогой.  Механик (сын Сашка, 5 лет) постоянно занят сортировкой ключей для ремонта машины, которые на очередной яме или кочке рассыпались по салону машины. Карты находились у штурмана (дочка Даша, 7 лет). Карт было много.  Это карты с программы «Google Планета Земля» (как потом оказалось – это препятствие в путешествии, повышающее его уровень).

И поехали. Вначале – грунтовая дорога, напоминающая «стиральную доску»,  потом – полевая, лесная, заболоченные места  недалеко от р. Цна. Первая остановка возле ручья через полевую дорогу. Сразу машина наполнилась еще несколькими пассажирами – улитками. «Они же такие милые. Папа, а давай они с нами поедут в Хатынь?» Ну разве откажешь?

 

Пересекли дорогу Лагойск-Зембин. И вот мы в д. Олешники. В деревне существенные обновления: дома из цилиндрованного бревна,  газоны, спутниковые антенны, машины с минскими номерами. А почему бы и нет? Место классное, подъезд – асфальтированная дорога, недалеко от города, рядом лес, речки, озеро.

Хатынский лес.

 

После д. Олешники начинается лес с достаточно сильно развитой дорожной сетью. Карты «Google Планета Земля» точной информации не дают. Поэтому пришлось ехать по направлению. Но штурман свою работу выполнял добросовестно. Вопросы «Покажи, где мы находимся?» вводили водителя в замешательство. Главное с умным видом ткнуть пальцем: «Здесь! Нас просто не видно». Папе дети верят. Да и сам в себя верить начал.

 

Дальше началось… Завалы деревьев на дороге, одиночные упавшие деревья. Их мы не объезжали. Хотя можно было. Но, так как поход учебный, в бой периодически вступали туристская пила (двухручка) и топор-колун Fiskars.

 

Сколько детям нужно для счастья? Два пропила туристской пилой! Настоящей туристской пилой!

Дорога свободна.  Можно двигаться в направлении – «дальше».

 

Возле дороги частенько можно было увидеть «сон-траву» (Прострел раскрытый).

 

Дальше появились проблемы с ориентированием – нам нужно в одну сторону, а дороги идут в другие стороны. Местность помню отдаленно. В 2003 году в этих местах мы со студентами БГАФК (теперь Белорусский государственный университет физической культуры) совершали лыжный поход 1 категории сложности. Ищу просеку, ведущую прямо в Хатынь. На просеке помню про «хорошие горки» и ямы.  На лыжах там было классно. Хочется попробовать «быстренько проскочить» их на машине. Домкрат же не зря везу.

 

Подвезло…

Выехав на очередное пересечение дорог, увидел вдалеке двух велосипедистов. По столикам для карт понял – явно не грибники. Оказались ребята из «Поехали». Готовят дистанцию для своего мероприятия. Угостили нас спортивной картой местности, рассказали про просеку, по которой мы пытаемся пробраться в Хатынь. С их слов я понял, что нужно было соседа с дачи с собой брать, а то вытягивать одному «джипу» долго. Но, придерживаясь лозунга «Тормоза придумали трусы!» решил действовать по ситуации.

 

Кстати, Ребята, большое спасибо Вам еще раз!!! Приятно в лесу видеть людей не с бутылкой и шашлыком, а на велосипедах и с рюкзаком!  Приезжайте на наши мероприятия – будем Вам рады!

Просека.

Часть 1. Гора.

 

Сориентировавшись по новой карте, понял, что двигались в нужном направлении, и до просеки «рукой подать».

 

В начале просека была пригодна для езды на любом автомобиле.

 

Встречались в лесу различные заваленные деревья, хорошо доработанные детской фантазией, до состояния «драконы».

 

Через два километра на просеке появился противопожарный ров.

 

А еще через метров 200 – «само  то»  для нашего «коня» . «Наконец- то!» – подумал я. «Папа, что это?» – спросили дети. Это горка.

 

Из-за нехватки опыта в автотуризме, решил сначала пройти наверх ногами. Посмотрел…  Вернулся вниз. Были сомнения: В верхней части подъема (метров 20)  угол наклона градусов 30 с уклоном в сторону. А вдруг перевернется?  Но, присмотревшись еще раз, понял, что самое страшное – это заглохнуть и скатиться назад. (На прошлой неделе ехали по лесной дороге, на которой много обрывов и корней от сосен. В стороны машина наклонялась и под большим углом). Сомнения в сторону! Вперед и вверх! А там…

Решил, что преодолевать подъем буду один. Объяснил детям причину, по которой они пойдут наверх пешком: кому-то же нужно «это» фотографировать.

Экипаж начал подъем. Пока «фотографы» преодолели часть своего пути и дошли до «места идеального ракурса для фотосъемки», я успел навести порядок на задних сиденьях.

Включил в машине все рычаги, которые попались под руку, посмотрел на небо (а вдруг кто-то помогает?) и «по газам!»

«Раве та стогне Джип Чероки!» – это подходящее описание подобного процесса. Залетел на одном дыхании.  Остановился наверху.

«Классная машина!» – успокаиваюсь я. А ладошки то – мокрые!

Дождался «фотографов».

 

Принесли много шишек и одну фотографию (не могли поделить фотоаппарат). Все довольные и радостные поделились своими впечатлениями.

 

 Спуск – более пологий. Дальше – езда по давно вспаханной просеке, потом по колее, «вытоптанной» лесовозами.

Впереди уже видна асфальтированная дорога возле Хатыни.

Часть 2. Лужа.

 

Еще одна лужа и мы на месте!

 

 На месте, точнее в луже, сели на «брюхо». Ура, работа для домкрата! Предположив время вытаскивания «коня» из лужи, я отправил членов экипажа на обед. Попытался использовать домкрат как лебедку. Работает. Но есть проблема: средством прикрепления домкрата к машине у нас была веревка, которая, как известно, удлиняется в размерах (следующий раз возьму металлический трос). Тянул, тянул… Снял и пошел домкратить. Эх, хорошая штука, реечный домкрат! Поднял все 4 колеса на сантиметров 40 каждое. Подложил досок, камней, бревен.

За это время мои «коллеги» уже изрядно вымазались глиной. Отправив их в соседнюю лужу отмываться, начал пытаться дергаться.  С 5-6 попытки, «с раскачки», начал вперед ползти «пузом» по глине.

 

Рев мотора, глина на стеклах, радостные крики экипажа… Ура! Выбрались!

Помылись чистой из бутылки водой, слегка почистили машину, сели и поехали.

 

5 минут и мы на асфальтированной дороге. Впереди виден мемориальный комплекс «Хатынь».

Хатынь.

На стоянке мест хватало, но мы припарковались с краю стоянки, чтобы не смущать нарядных людей машиной, которая заляпана глиной.

Много машин с российскими номерами.  Несколько с  литовскими, украинскими. Белорусских машин было мало.

 

Сотрудники охраны порядка в парадной форме, большое количество детей и взрослых, цветы и корзинки по всему комплексу, звон колоколов,  вечный огонь, ветераны с  орденами и медалями…

 

Никогда раньше не был в начале мая в «Хатыни». Легкий ветерок, весеннее солнце, невысокая трава, шум листвы, красивый ландшафт – великолепное место для жизни людей. Читаешь детям надписи на памятниках комплекса и думаешь: «Как такое люди смогли пережить?» Слова «трудно, больно, скучно, устал, не могу, не хочу», услышанные в наше время, становятся пустыми и легкомысленными. Тогда, в 43-м, никто, видимо, и не мог такого произнести и подумать. Жизнь заставляла бороться!

 

Прошли по всему комплексу.  Вышли на стоянку. Набрали чистой воды из «фонтанчиков». И в путь.

Дорога назад.

 

Возвращаться решили по другой дороге. Карта хорошая, местность читается.

Опять заваленные зимой на дорогу деревья, камни, небольшие ямы, пила, топор…

 

После очередной расчистки дороги вернулся в машину и увидел, что мои друзья, набравшись впечатлений, уже сопят на сиденьях. Следующие 1,5 часа ехал молча.

Перед д. Олешники было (как у нормальных ориентировщиков) 3 варианта движения: прямой, левый и правый. Поехал по четвертому – просто по лесу, т.к. остальные выглядели в виде изъезженных лесовозами и тракторами канав. Если бы было время больше и еще кто-нибудь, помогающий преодолевать препятствие, поехал бы по ним. Пропетляв между деревьями,  объехав несколько ям, заваленных деревьев, въехал в деревню.

Озеро Маковза.

До долгожданной точки маршрута – оз. Маковза, оставалось 5 км. По асфальтной дороге доехали до указателя «Маковза – 2 км», повернули направо и, через 2 км остановились для «пообедать». В 19.30 «пообедать» больше напоминало дожарить остатки сосисок на костре. Пригодился переносной мангал и «домашние» березовые дрова. Погода способствовала кувырканию детей в «лягушатнике» (небольшой залив озера).

 

Никакие уговоры о необходимости подкрепиться не могли заставить человека детского возраста отказаться от воздействия целебных свойств озерной воды. Восхищение происходящим проявлялось у костра. Широкая, «до ушей», улыбка мешала жевать сосиски стучащими от холода зубами.  Детские эмоции – искренние.  Хорошее настроение в конце похода – результат похода.

До дачи оставалось по лесной дороге 11 км. А там – баня!

Моя команда:

 

Даша, 7 лет

 

Саша, 5 лет

29.05. Статьи

Автор: Модель Виталий

Твитнуть

Комментарии (всего 1)

  1. Егор Василевский

    Круто =)) Что-то новенькое) Бегом или на велике скоро станет не актуальным)

    Ответить

Добавить комментарий

*